02.05.2007 | 19:42

Об итогах Европейской театральной премии

Европейская театральная премия. Без скандала не обошлось. Немецкий режиссер Петер Цадек отказался от престижной награды, о которой мечтают многие деятели театра. Рассказывают "Новости культуры".

На вручении Одиннадцатой Европейской театральной премии присутствовали все атрибуты крупного светского мероприятия. Красная дорожка, вспышки фотокамер, жены и дети рядом с лауреатами. Пока на авансцене вручали награды, за занавесом шли последние приготовления к спектаклю Петера Цадека "Пер Гюнт". По традиции, торжественную церемонию должна была завершить постановка одного из лауреатов. Все бы хорошо, но отсутствие на мероприятие самого Цадека сильно омрачало мирный ход событий.

По правилам Европейской театральной премии получить ее может только тот, кому она предназначена. Такие же условия у Нобелевского комитета и премии ЮНЕСКО. Однако в данном случаи членов жюри оскорбило не столько отсутствие Цадека, сколько присланное им письмо. В нем он обвинил организаторов, в непонимании театрального процесса, а условия премии назвал нелепыми. Обсуждение этого послания затянулось, первыми не выдержали актеры, томящиеся за кулисами.

Недоумевающим критикам пришлось освободить сцену тем, кому она принадлежит по праву. "То, что случилось сейчас на церемонии, ясно доказывает, что в рядах европейских театральных деятелей нет единства. Мнение членов жюри тоже было не до конца единым", – говорит театральный критик, член жюри Европейской театральной премии Марина Давыдова.

Для российских журналистов и критиков главным событием этого дня стало появление в Салониках Анатолия Васильева. Он приехал для участия в очередном заседании Союза театров Европы. На нем было принято два очень важных решения. Исключить из содружества театр "Школа драматического искусства" и принять в него Анатолия Васильева лично. Таким образом, в европейской театральной унии остался только один российский театр Малый драматический под руководством Льва Додина.

С журналистами режиссер Васильев общаться не захотел. Он уверен, что в России это решение останется незамеченным. "Театр – это всегда личность, его создавшая. БДТ – это театр Товстоногова, МДТ – это театр Додина, "Школа драматического искусства" – театр Васильева, а мастерская Петра Фоменко, как несложно догадаться – это театр Петра Фоменко. Если этой личности нет во главе театра, то, собственно, театра тоже фактически нет", – считает Марина Давыдова.

Больше всего Марину Давыдову расстраивает, что Россия вновь оказалась, противопоставлена единому мнению театральной Европы. По традиции, в последний день работы форума вместе со своими коллегами она обсуждала кандидатуры лауреатов следующего года. Российские театральные деятели в этих списках, не значатся.

Все материалы по теме>>>