04.05.2007 | 11:05

Набор слов. 4 мая 2007 года

Парижская премьера нового фильма Александра Сокурова и неизвестные письма Флобера. Опера "Борис Годунов" как научный проект американского университета и Нью-Йорк, увиденный глазами таракана. Вот некоторые темы сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
В Принстоне поставили оперу "Борис Годунов" на музыку Прокофьева. "Эхо планеты" донесло сенсационную новость: в Нью-Йорке всего четыре вечера шла опера "Борис Годунов", задуманная, но не осуществленная Мейерхольдом. Билетов в студенческий театр "Берлинд" достать было невозможно. Своего "Годунова" Мейерхольд собирался поставить в 1937 году – к столетию со дня смерти Пушкина – в редакции 1825 года, еще не подвергавшейся царской цензуре. За музыкой он обратился к Прокофьеву. В тот же год на Мейрхольда начались гонения, и его "Годунов" остался незавершенным. Однако в архивах сохранились записи, сделанные режиссером во время репетиций, и ноты Прокофьева. Специалисты их разыскали и "Годунов" превратился в масштабный научный проект, в котором спектакль – лишь одно из направлений. Кроме того, состоялись научный симпозиум "Пушкин, Прокофьев и русский театр" и выставка ""Борис Годунов": Пушкин, Прокофьев, Мейерхольд".

***
Право предпремьерного показа нового фильма Сокурова отдано Франции. Газета "Русская мысль" делится эксклюзивным интервью режиссера, в котором он рассказал, как снимал ленту "Александра". Съемки проходили прямо в Чечне под прикрытием ФСБ. В главной роли – Галина Вишневская. На площадку ее сопровождал эскорт из лучших офицеров Службы Безопасности. В самом фильме нет ни одного выстрела, ни одной смерти. Сокуров заявил в интервью: "Вы в Европе уже забыли, что такое война. Лишь Балканы вам об этом напомнили. Для нас война до сих пор является чем-то очень ощутимым. Судьба российского народа намного более трагична, чем судьбы других народов".

***
"Московские новости" пишут о первой персональной выставке Йоко Оно в Москве. Заметка сфокусирована на социальном пафосе вдовы Джона Леннона и совершенно не дает представления собственно об экспозиции. Причиной тому, возможно, стала концепция выставки: Йоко Оно решила один день побыть тараканом и его глазами увидеть Нью-Йорк. "В данный момент мы настолько погрузились в психодраму, которую создали, что не видим реальность. Если мы посмотрим на мир глазами другой, сильнейшей расы Земли, то сможем осознать реальную действительность, созданную нашими мечтами и кошмарами".

***
Литературную сенсацию не утаил "толстый" журнал "The Paris Review". Здесь впервые на английском языке опубликованы два неизвестных письма Флобера, обнаруженных совсем недавно. В них писатель излил свою боль, вызванную кончиной друга Альфреда Ле Пуатвена. Кстати, 8 мая исполнится 127 лет со дня смерти самого Флобера.