17.04.2012 | 19:31

Эскизы Виктора Васнецова представлены в Третьяковке

Около четырех сотен эскизов, стенопись свыше двух тысяч квадратных метров – работа живописца Виктора Васнецова над росписями Владимирского собора в Киеве по своему масштабу не имеет аналогов в русском искусстве XIX века. Но языком цифр не описать нравственный подвиг художника, поставившего перед собой задачу создать новое религиозное искусство. Изучить историю поисков и сомнений мастера предлагает Третьяковская галерея. В одном из залов постоянной экспозиции выставлены все хранящиеся в фондах живописные и часть графических эскизов Васнецова к росписям Владимирского собора. Рассказывают «Новости культуры».

Эскизы к росписям Владимирского собора, хранящиеся в Третьяковской галерее, – это точная копия самих росписей. С одной, но существенной для музея, разницей. Третьяковская галерея обладает авторскими работами Виктора Васнецова, в то время как Владимирский собор в Киеве расписывали под его руководством сразу несколько художников. Правда, среди них были знаменитые живописцы – Врубель, Семирадский и Нестеров.

«Он только главный, центральный неф расписывал с помощниками, потому что одному человеку невозможно. А тут он работал сам и только сам, и только один», – подчеркивает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Это тот случай, когда эскизы к произведению искусства сами являются таковыми. Васнецов сначала написал «картоны», как именуют их сотрудники музея, а затем воспроизвел сюжеты вместе с помощниками на стенах собора. Работа заняла 10 лет, 8 из которых он провел в Киеве.

Владимирский собор был задуман как памятник к 900-летию крещения Руси. Роспись занимает все пространство храма. В Третьяковке смогли выставить эскизы лишь к небольшой части живописного убранства Владимирского собора. Композиция под названием «Радость праведных о Господе» размещена в центральном барабане храма.

«Князь Владимир был восхищен красотой и яркостью богослужения и красотой харама. Собственно, Васнецов и другие художники поставили себе целью создать вот такой красивый ансамбль», – поясняет куратор выставки Элеонора Пастон.

На торжественном освящении храма 20 августа 1896 года присутствовал император Николай Второй. Позднее Васнецов расписал домовый храм императора в немецком городе Дармштадт, на родине императрицы Александры Федоровны. Храмы, расписанные по эскизам Васнецова, есть также в Софии и Гусь-Хрустальном. В советские годы религиозная живопись Васнецова не афишировалась, долгие десятилетия этот художник был известен лишь как автор сказочно-былинных полотен. И только в 1988 году его росписи Владимирского собора были впервые выставлены в Доме художника.

«Наши родственники некоторые не ходили к Виктору Михайловичу и не ходили в этот дом, потому что там мужья были в Красной Армии. Боялись, так как известно было, что Виктор Михайлович из рода священников, этого очень боялись», – замечает внучатая племянница Васнецова – Ольга Васнецова.

Отец Васнецова, сельский священник, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так оно, в общем, и вышло. Только Васнецов проповедовал в красках.