10.05.2007 | 11:07

Сегодня открывается "Метнер-фестиваль"

Сегодня в Большом зале столичной консерватории открывается Международный "Метнер-фестиваль", посвященный творчеству Николая Метнера. Этого композитора даже многие специалисты знают лишь как современника и друга Рахманинова. Метнер считал, что нельзя ни одной ноты выдумать. Для него это означало солгать. Он стремился к простоте, которая не терпит сочинительства. Композитор умер в Лондоне в 1951 году. Его архивы, попавшие в Россию, еще ждут своего исследователя, а вот музыка Метнера, в том числе и малоизвестная, уже звучит. Рассказывают "Новости культуры".

Муза и мода. Для Николая Метнера эти два понятия несовместимы. Поэтому он отвергал он модернизм, который был так моден в начале ХХ века. "Нехороший дух в современной музыке. Только ради того, чтобы пробиться, как-то выделиться. Он был очень скромный человек. Такого он не воспринимал", – говорит заведующая отделом архивно-рукописных материалов Музея музыкальной культуры имени Глинки Наталья Тартаковская.

Метнера не принимали слушатели. Он не нашел настоящих поклонников, не считая Сергея Рахманинова, ни у себя на родине, ни в Великобритании, куда он перебрался после революции. Однако на компромиссы композитор все же не шел. Даже в своих письмах Метнер писал, что он "слуга своему искусству". Николай Метнер был прекрасным пианистом, и Сергей Рахманинов даже предлагал ему совершить большой гастрольный тур. Но Метнер, узнав, что ему предстоит играть сочинения других композиторов, отказался. Вероятно, он был прав. Его собственные сочинения никто не сыграет лучше, чем он сам.

Не претендуя на идеальное исполнение сочинений Метнера, Борис Березовский, все же намерен в скором времени записать все его фортепианные сочинения. Пока же он во второй раз проводит "Метнер-фестиваль". Говорит, что делает это ради своего удовольствия, а не ради пропаганды музыки композитора. Кстати, слово "пропаганда" не любил и сам композитор, улавливая в нем сходство со словом "поганый".

Как считают исследователи музыки Метнера, его сочинения следует играть идеально либо вообще не играть. Музыка композитора не терпит исполнительского волюнтаризма ХХ века. "Он – последний уходящий аристократ. После него наступил уже другой век. Он был еще из XIX века", – считает дирижер Александр Сладковский.

Помимо полной контрастов музыки, Метнер написал и книгу, которую назвал также контрастно: "Муза и мода". Он не рассчитывал, что когда-нибудь настанет мода на его музу. "Он всегда занимал особое место в истории музыки, и он никогда не будет популярным. Это однозначно", – убежден организатор фестиваля, пианист Борис Березовский. Познакомить зрителя с музыкой Метнера –в этом и заключается главная задача фестиваля.