10.05.2007 | 15:57

Японские вазы: из Царского Села – в Исторический музей

14 мая 2007 в Государственном историческом музее будет представлен одиннадцатый экспонат выставочного проекта "Живая экспозиция. Царское Село в гостях у Исторического музея" – парные вазы, выполненные в Японии в конце XIX века и оформленные в традиционной японской технике клуазонне. Подарок японского принца наследнику престола Николаю Александровичу.

Две напольные вазы, изготовленные в одной из сложнейших эмалевых техник, используемых в прикладном искусстве, подарил цесаревичу Николаю Александровичу японский принц Арисугава Такэхито во время визита наследника российского престола в Японию в 1891 году. Вазы находились в составе большой коллекции, привезенной Николаем Александровичем из путешествия по Востоку.

Тщательно разработанный Генеральным штабом и Синодом маршрут путешествия цесаревича включал посещение Греции, Египта, Индии, Цейлона, Бангкока, Китая и Японии. В Японии Николай Александрович очутился в период, когда страна переживала "просвещенное правление" императора Муцухито, отличавшееся серьезными преобразованиями во всех областях жизни.

Японские дневники цесаревича с 15 по 29 апреля наполнены восторженными впечатлениями о городах, людях, архитектуре, обычаях: "Просто глаза разбежались – такие чудеса видели". Однако визит был омрачен событием, случившимся 29 апреля, когда Николай Александрович оказался на волосок от смерти. Один из полицейских, охранявших процессию с высокими гостями, ударил ехавшего в коляске цесаревича саблей сзади по голове. Раны оказались не слишком серьезными, но программа визита была скомкана. Вплоть до самого отплытия фрегата "Память Азова", на котором путешествовал Николай Александрович, его посещали депутации с подарками и адресами соболезнования от жителей различных городов Японии.

Вазы, представленные на выставке, – высокий образец прикладного искусства эпохи Мэйдзи. Они удивляют, восхищают и завораживают восточным своеобразием, игрой смыслов и образов, совершенством исполнения. Клуазонне – французское название техники перегородчатой эмали. Во все времена эмали ценились очень дорого и стоили на уровне драгоценных камней. Эмаль веками сохраняет яркость и чистоту красок, оставаясь в прекрасном состоянии.

Парные японские напольные вазы украшали один из парадных интерьеров Александровского дворца, являвшегося любимым домом для Николая Второго и его семьи. Выставка продлится до 10 июня 2007 года.

Все материалы темы>>