11.05.2007 | 12:20

"Метнеризация" всей страны

Николай Метнер никогда не боялся быть непонятым. Еще ребенком он отказывался играть так называемые "детские", простые произведения. Уникальная личность породила столь же неординарную музыку. Как говорил Станиславский, "Понимать, значит чувствовать". Возможность прочувствовать, а значит, понять творения музыканта и композитора дает "Метнер-фестиваль", который открылся в Москве. Его инициатор – известный пианист Борис Березовский. Рассказывают "Новости культуры".

"Даешь метнеризацию всей страны" – так, памятуя о прошлом нашей страны и воздавая должное забытому композитору, решили два года назад пианисты Борис Березовский и Екатерина Державина. Они организовали "Метнер-фестиваль". Хотели показать, что не все, что порой называли ретроградным и старомодным, плохо. Каждого из участников фестиваля привлекает в этом композиторе разное. Певицу Яну Иванилову – его детальность. "Метнер очень подробный и теплый автор. Ты чувствуешь, как из нот очень заботливо он говорит: "Здесь побыстрее, и настолько контакт налаживается"", – говорит Яна Иванилова.

Многих восхищает особая требовательность Метнера к себе. В последнее время говорят о кризисе классической музыки. Связано это с тем, что звезды дают сотни концертов в год и при этом не успевают толком к ним подготовиться. У Николая Метнера была своя антикризисная программа. В год он давал не больше одного-двух концертов. "Сокрушался по этому поводу, что концертная жизнь, ее темп, не дает музыканту сосредоточиться на том, что он делает, и быть честным по отношению к тому, что он делает", – рассказывает пианистка Екатерина Державина.

Особое отношение к Николаю Метнеру у самого авторитетного из всех метерноведов – английского пианиста Хэмиша Милна. Тридцать лет назад почти случайно он исполнил сонату композитора и был очарован этой музыкой. "Я начал искать людей, с которыми Метнер был знаком, ведь последние тридцать лет своей жизни он жил в Лондоне. Например, один из флейтистов рассказывал мне, что ему не нравилась музыка Метнера, но лучшего пианиста он не знал", – говоритХэмиш Милн.

Наконец, Борис Березовский до сих пор удивлен отношением Метнера к теории. "Он считал, что никакая теория не может оправдать фальшивую гармонию. И в музыке Метнера фальшивых гармоний нет", – утверждает организатор фестиваля Борис Березовский. На этом отсутствии фальши в нотах, и в отношении к музыке строят свою компанию по "метнеризации" музыканты. Они надеются, что этот аргумент окажется убедительным, ведь за Москвой в "метернизацию" будут вовлечены Екатеринбург и Владимир.

Читайте также:
Сегодня открывается "Метнер-фестиваль"