13.05.2007 | 12:42

"Сиротливый Запад" в "Сатириконе"

В этом сезоне имя ирландского драматурга Мартина МакДонаха появилось в афишах сразу нескольких московских театров. Впереди всех оказался "Сатирикон". Художественный руководитель и режиссер Константин Райкин решил поставить в своем театре два спектакля из трилогии МакДонаха, посвященной жителям маленького ирландского городка Линен. Вслед за премьерой "Королевы красоты", которую театр выпустил неделю назад, в "Сатириконе" снова премьера – "Сиротливый Запад". Рассказывают "Новости культуры".

Зрители, уже видевшие "Королеву красоты" и пришедшие на премьеру "Сиротливого Запада" испытали дежавю: тот же малый зал, те же декорации. Огороженная ржавыми трубами сцена, стол, ветхий буфет, зеленый абажур на тусклой лампе, но история совсем другая – из соседнего дома. Герои – два брата: старший и младший Конноры. Они живут в состоянии перманентной войны с самого детства. Изощренные издевательства, пакостные выходки по отношению друг к другу и потасовки, чтобы выпустить пар.

Если на афише "Сатирикона" появляется новое название, значит театру и режиссеру поговорить об этом со зрителями жизненно необходимо. В пьесах МакДонаха, которого Константин Райкин считает одним из самых интересных драматургов современности, есть редкая достоверность психологического театра, в котором можно простым языком рассказать об очень сложных проблемах. "Просто дело, видимо, в том, что он как-то проникается болями времени, и эти боли, эти ощущения и ощущение источника боли совпадают с моими ощущениями", – говорит режиссер-постановщик спектакля Константин Райкин.

Все же и пьеса, и спектакль рассказывают о любви к ближнему, о попытке пробиться через все трудности к человеческой душе. Погубить свою душу ради спасения других. Пастор совершает смертный грех – самоубийство – ради примирения братьев Конноров. Письмо, которые получают братья после смерти пастора, кажется, возымело действие. Братья раскаиваются и просят друг у друга прощения, пока речь не заходит о самом страшном – о том, как оба уничтожили любовь друг друга.

Для Константина Райкина театр – это не лаборатория. Театр как вид искусства только тогда можно считать состоявшимся, если во время спектакля между сценой и залом устанавливается духовная связь, а зрители и актеры живут общими эмоциями. "Для меня вообще зритель – это наивысшая цель. И вообще, на мой взгляд, режиссура – это наука о том, чтобы сделать так, чтобы зрителю было интересно", – считает Константин Райкин. "Сиротливый Запад" – это интересно, смешно и очень страшно, потому что достоверно и узнаваемо.