15.05.2007 | 13:17

"Вселенная звука" открывает Бразилию

Благородную цель объединения различных мировых музыкальных культур, традиций и практик в единую "Вселенную звука" преследует одноименный международный фестиваль. Сегодня гости Большого зала столичной Консерватории знакомились с музыкальными пристрастиями Бразилии – самого большого по площади и населению государства Южной Америки. Однако для жителей Европы большая часть уникальной культуры этой страны остается скрытой, как подводная часть айсберга. Рассказывают "Новости культуры".

Прийти, разыграться, посмотреть ноты перед концертом. Затем домой – завтра лекция, а потом снова занятия, ноты, репетиции. В этом заколдованном круге вращаются практически все концертирующие пианисты мира. "Да, в общем, не могу сказать, что я исключение. За время приезда я еще ни разу не погулял по городу. Даже не знаю, какая там погода. А завтра и послезавтра у меня лекции в консерватории", – признается Эдуардо Монтейро.

Что же отличает Эдуардо Монтейро от других пианистов? Например, бразильский вариант медитации перед выходом на сцену; кроме того, особенный стиль игры, не принадлежащий ни к одной из школ, и, конечно же, родная бразильская музыка. Вряд ли российская публика часто слышала произведение Алмейды Прадо "Карты звездного неба". Оно было написано в 1974 по заказу для городского планетария. В произведении двадцать две части. В каждой – музыкальное представление о конкретном созвездии. Между созвездиями – туманности, скопления небесных тел, потоки метеоритного дождя.

Произведения других бразильских композиторов не менее интересны. Это и подзабытый в ХХ веке романтизм, и латиноамериканское эго, воспитанное в европейских традициях. Концерт Эдуардо Монтейро – это тот редкий случай, когда не отягощенный особенным ажиотажем по случаю приезда пианист выглядит гораздо более интересным, чем многие, тщательно разрекламированные имена. Музыка, прозвучавшая на этом концерте, еще раз заставляет задуматься над тем, как много упущено европейским сознанием из параллельно существующего композиторского мира, в котором и сегодня создается настоящая классическая музыка.