16.05.2007 | 18:29

Антон Долин о шестидесятом Каннском кинофестивале

О шестидесятом Каннском кинофестивале и его участниках в студии "Новостей культуры" рассказывает кинокритик Антон Долин.

- В чем особенность нынешней программы конкурсного фестиваля?
- Поскольку фестиваль юбилейный, шестидесятый, организаторы попытались сделать его действительно необычным. Например, некоторые участвуют в Каннах просто потому, что так положено, так издавна сложилось. Например, итальянцы – их нет в этом году. Там нет вообще никого "для галочки". Там есть, конечно, большие имена, которые необязательно претендуют на призы, но которые непременно должны участвовать: есть братья Коэны, Квентин Тарантино, есть Вонг Кар-Вай, Эмир Кустурица. Я думаю, что эти люди уже так много получили в своей жизни, что вряд ли они претендуют всерьез на какие-то большие призы.

- Сразу две картины Россия представляет в этом году на Каннском кинофестивале. Такого не было в последние годы.
- Я напомню, что уже 49 лет – с момента победы фильма Михаила Калатозова "Летят журавли" - русские не брали "Золотую пальмовую ветвь" - высшую фестивальную награду в мире. В этом году наши шансы удваиваются. Обычно не больше одного русского фильма в конкурсе. В последние годы вообще не было там русских. Александр Сокуров с 1999 года практически с каждым новым фильмом ездит в Канны. Его новый фильм с Галиной Вишневской в главной роли "Александра" - фильм о бабушке, которая приезжает к своему внуку-офицеру в Чечню – показывается в конкурсе. Но Сокуров – уже привычное лицо в Каннах, а Андрей Звягинцев – это молодой режиссер, всего второй его фильм. Несмотря на то, что его первый фильм "Возвращение" настолько сильно нашумел, тем не менее, это молодой и все еще не очень опытный режиссер, хотя его уже причисляют к мастерам. Поэтому я думаю, что фильм изгнание будут смотреть с большим интересом в Каннах. Тем более что Звягинцева уже записали в продолжателей Тарковского. Так это или нет – другой вопрос, но стереотип может сыграть в пользу Звягинцева, потому что Тарковский несколько раз участвовал в Каннском фестивале и несколько раз брал довольно высокие его призы.

- Как Вам кажется, что позволяет Каннскому фестивалю все эти шестьдесят лет оставаться одним из первых в мире?
- Прежде всего, это энтузиазм французов. Французы – это энтузиасты культуры, как никто другой. Нельзя сказать, что во Франции сейчас лучшее кино в мире, лучший театр в мире, лучшая музыка в мире. Но при этом лучшие музыкальные, лучшие театральные, лучшие анимационные, лучшие кинофестивали проходят именно во Франции. Это не только деньги, это старания: целый год они работают на то, чтобы самое-самое лучшее кино появилось именно у них.
- Будем ждать новых открытий.
- Конечно.

Читайте также:
В преддверии Каннского кинофестиваля

Сегодня открывается Каннский кинофестиваль