16.05.2007 | 19:36

В преддверии Каннского кинофестиваля

Сегодня открывается шестидесятый Международный Каннский кинофестиваль. Юбилейный форум обещает стать едва ли не главным кинособытием года. В конкурсной программе заявлены новые работы Эмира Кустурицы, Дэвида Финчера, Ким Ки-Дука и Гаса Ван Сента. Впервые за последние тринадцать лет представлено сразу два фильма из России: новая картина Александра Сокурова "Александра" и психологическая драма Андрея Звягинцева "Изгнание". Сокурова в Каннах знают хорошо. Впрочем, сам мастер неоднократно повторял, что к кинопризам и наградам равнодушен. Андрей Звягинцев приедет в Канны в ореоле своего венецианского триумфа. Четыре года назад он получил сразу двух "Золотых львов" за свой фильм "Возвращение". Рассказывают "Новости культуры".

"Я помню ощущения победы в Венеции, но это передать трудно, это что-то нереальное. Фантастическое ощущение победы. Кажется, что такая невероятная справедливость осуществилась", – говорит режиссер Андрей Звягинцев. Ему есть с чем сравнивать. Победа в Венеции привила вкус к престижным кинофестивалям. Правда, с "Пальмовой ветвью" все не так просто. Получив "Золотого льва", фильм "Возвращение" смог собрать еще более тридцати призов по всему миру, в Каннах этого не получится. В его правилах записано четко: победитель фестиваля в других киноконкурсах участвовать не может. "В Венеции этого не было. Венеция вообще очень демократична, очень проста в своей процедуре и во всех тех моментах, которые вы называете протоколом. Предельно проста, как и сама Италия", – говорит Звягинцев. Если в Венеции отсутствие бабочки Звягинцеву простили, то в Каннах без нее и на красную дорожку не пустят. Кроме того, нужен смокинг и лаковые ботинки. "Вот эта обувь лакированная, чудовищная. Очень неудобный костюм", – жалуется Звягинцев.

Жаловаться на отсутствие должного внимания к российскому кино и обвинять членов жюри Каннского фестиваля в политических интригах в последние годы считалось хорошим тоном. Звягинцев в подобные разговоры не верит. Другое дело личные пристрастия судей. В этом году в состав жюри кинофестиваля вошел итальянский режиссер Марко Белоккио. В 2003 году его картина была представлена в конкурсной программе "Золотого льва" параллельно с фильмом Андрея Звягинцева. "Все прочили ему победу, а он уступил пальму первенства нашему фильму. Поэтому есть тут немного такого момента, личного что-ли", – считает Звягинцев.

Однако есть и приятные совпадения с венецианским фестивалем. Четыре года назад, когда русский режиссер стал его фаворитом, он тоже был юбилейным – шестидесятым. "Ну что говорить, попасть в Канны, в конкурсную программу среди такой компании прекрасной. Такие имена: Дэвид Финчер, Гас Ван Сент, Тарантино и прочие – Вонг Кар-Вай. В общем, это уже победа, а дальше – это исключительно лотерея, и я не жду ничего", – замечает Звягинцев.

Ветеран Канн Александр Сокуров привез на фестиваль фильм "Александра" – военную драму с Галиной Вишневской в главной роли. Она играет пожилую женщину приехавшую навестить внука – офицера, воюющего в Чечне. Для Сокурова это уже пятая попытка выйти в лауреаты. На лазурный берег режиссер отправился без удовольствия. Он считает, что таким серьезным картинам не место в подобных конкурсах. "Она не должна участвовать в конкурсе", – утверждает Сокуров.

Присутствие русских режиссеров в Каннах не ограничится только Сокуровым и Звягинцевым. Жюри "Золотой камеры", которая вручает приз за лучший кинодебют, возглавит Павел Лунгин, а Андрей Кончаловский покажет свою новую работу вне конкурса. Она длится ровно три минуты. Специально к юбилею Каннский фестиваль заказал тридцати пяти режиссерам по трехминутной короткометражке на тему "У каждого свое кино".