18.05.2007 | 14:19

"Болеро" Брониславы Нижинской на фестивале "Черешневый лес"

Фестиваль искусств "Черешневый лес" представляет три балета из цикла "Русские сезоны XXI век": "Тамар", "Синий бог" и новинка этого сезона "Болеро" Брониславы Нижинской. Пятнадцатиминутный шедевр, созданный специально для Иды Рубинштейн в 1928 году, выдержал проверку временем. В этом балете все гармонично совпало: музыка Равеля, костюмы Бенуа, хореография Брониславы Нижинской. Восстановил "Болеро" Андрис Лиепа, а свои коррективы в постановку внесла внучка Брониславы Нижинской, специально для этого приехавшая в Москву. Так, что эту версию вполне можно считать авторской. Рассказывают "Новости культуры".

Минувшим вечером в "Черешневом лесу" было столпотворение. Настал черед трех балетных шедевров "Русских сезонов". В афише – "Тамар", "Синий бог" и "Болеро", восстановленный специально по случаю Андрисом Лиепой. Две недели назад он побывал на могиле Дягилева в Венеции, на острове Сан-Микеле, и оставил свой дар великому импресарио.

В фойе театра расположилась выставка эскизов Анны Нежной – художника спектакля. Для пятнадцатиминутного "Болеро" она сделала декорации и более тридцати костюмов. Анна работала с эскизами Бенуа, найденными в архивах "Гранд-опера". Именно там в 1928 году состоялась премьера балета, в котором блистала Ида Рубинштейн. Сам Бенуа, работая над спектаклем, был вдохновлен графикой Гойи. "Я взяла сканировала графику Гойи и положила штрих художника", – поясняет Анна Нежная.

По своей популярности "Болеро" Равеля побило все рекорды в двадцатом веке. Правда, немногие знают имя Иды Рубинштейн. Ведь именно она заказала Равелю музыку для балета. Сам композитор иронично говорил, что написал один шедевр – "Болеро"; жаль, что в нем нет музыки. Впрочем, для хореографических идей Брониславы Нижинской "Болеро" было тем, что нужно.

Сама Бронислава дожила до восьмидесяти двух лет и активно восстанавливала свои балеты. В московской версии главная партия у солистки Большого театра Илзе Лиепы. Это ее второе "Болеро". Балерина думала, что справиться с танцем будет легко, но оказалось, что пластика Брониславы Нижинской не так проста. Специально на три дня в Москву приехала Наталья Райц и балерина Хилари Мичел, чтобы сохранить точность версии.

Первая исполнительница "Болеро" Ида Рубинштейн была не только музой художников, композиторов и хореографов. Она была выдающейся личностью. Во время войны на свои деньги она открыла госпиталь. На ее могиле всего две буквы: "И.Р.", но для истории искусств это целая эпоха.

Читайте также:
Полвека итальянской моды

В Москве расцветает "Черешневый лес"