19.05.2007 | 17:02

Прошлое, настоящее и будущее Академии художеств

В Петербурге, в Русском музее отрыта выставка, посвященная 250-летию со дня основания Императорской Академии художеств. По замыслу одного из первых ее руководителей из заведения должны были выходить не просто талантливые живописцы и скульпторы, а всесторонне совершенные люди. В этом, тогда закрытом заведении мальчиков и юношей воспитывали в лучших традициях века Просвещения. Выставка знакомит с прошлым и настоящим Академии. Рассказывают "Новости культуры"

Первый зал выставки посвящен лицам Императорской Академии художеств. Антоном Лосенко написан портрет Ивана Шувалова. Основатель и куратор Академии, помимо прочих заслуг, положил начало академическому музею, подарил свою коллекцию картин. Портрет первого ректора создан Дмитрием Левицким. Александр Кокоринов был одним из авторов проекта здания на Васильевском, и когда строительство завершилось, повесился на последнем этаже. Эту легенду непременно рассказывают первокурсникам. С любимой собачкой Иоганн Гроот, руководитель класса живописи зверей и птиц. Все портреты когда-то висели в Зале Советов. "В качестве академического задания нужно было написать портрет ректора, академика, професора – все они висели в Зале Советов", – говорит куратор выставки Григорий Голдовский.

Наверное, самая интересная часть выставки – это галерея рисунков. Все они никогда не выставлялись. Их принято считать вспомогательным, учебным материалом. Лучшие курсовые работы отмечены печатями и замечаниями профессоров. Всего в Академии художеств учились двенадцать лет. Малыши начинали с орнаментов, драпировок. Затем рисовали гипсовые головы. Старшие рисовали натурщиков. К примеру, живописная работа Антона Лосенко много лет была образцом для подражания. "Неслучайно обнаженка – вершина мастерства", – утверждает народный художник России Андрей Яковлев.

Фактически, залы постоянной экспозиции – это гимн академизму. Там представлены хрестотматийные работы: "Русский Сцевола" Демут-Малиновского, "Медный змий" и "Смерть Камиллы, сестры Горация" Бруни, "Последний день Помпеи" Брюллова. "Академизм XIX века – это вершина европейского искусства", – убежден проректор по научной работе Петербургской Академии художеств Юрий Бобров.

Выставка завершается работами середины XIX века. История школы в более поздние времена драматична: Академия художеств пережила двадцатые годы, когда там били класические гипсы и учили студентов писать синий конус. Окрепла она во времена социалистического реализма. И, похоже, с трудом выживает в начале XXI века, когда государство перестало заказывать художникам портреты вождей.

Читайте также:
Академии трех знатнейших искусств