19.05.2007 | 17:35

Шуберт в исполнении оркестра Владимира Спивакова

Концертом Владимира Спивакова и его Национального филармонического оркестра завершился цикл под названием "Шуберт и Рихард Штраус", который представлен Московским Домом музыки. На первом концерте цикла звучала только музыка Штрауса. Владимир Спиваков установил равновесие: последний день был посвящен исключительно Шуберту. Рассказывают "Новости культуры".

Если Шуберт ассоциируется у многих с весной, но эти ассоциации стоит забыть. На этот раз звучал другой Шуберт. Вернувшись с двухмесячных гастролей, Владимир Спиваков увидел страну, похоронившую Мстислава Ростроповича. Кроме того, "Виртуозы Москвы" потеряли Юрия Юрова, концертмейстера группы альтов. "В связи с этими трагическими событиями прозвучит "Трагическая" симфония Шуберта – кстати говоря, редко исполняемая, Четвертая его симфония", – рассказывает народный артист СССР Владимир Спиваков.

Таким образом, из программы исчез Рихард Штраус, но появилась симфония, которую никогда не слышал сам автор. Она была впервые исполнена уже после смерти Шуберта. Вряд ли можно согласиться с музыковедами, которые говорят, что в Четвертой симфонии Шуберта отчетливо слышен Бетховен. Стиль Шуберта угадывается с первых же нот, несмотря на то, что композитор написал ее, когда ему было всего девятнадцать. Сложно согласиться также и с названием этой симфонии – "Трагическая". То, что казалось Шуберту трагедией в девятнадцать лет, потом он называет лишь грустью.

Однако есть повод и для радости. Этим концертом оркестр завершил необыкновенно плодотворный сезон. Успешные гастроли по Прибалтике, по Америке, и масса нового материала в репертуаре оркестра. "Есть какие-то такие отдельные детали, винтики в этой машине, которая практически уже Роллс-Ройс. Но все-таки есть еще такие детали, которые требуют дополнительной шлифовки", – считает Владимир Спиваков. На шлифовку последних оркестровых неровностей отведен следующий сезон.