22.05.2007 | 12:37

Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею

Около сотни произведений из крупнейших национальных музеев двадцати семи стран членов Евросоюза – так выглядит экспозиция международного выставочного проекта "Европа-Россия-Европа", который завершает юбилейную программу "Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею". Финал празднования 150-летия Третьяковской галереи, как и следовало ожидать, выглядит торжественно и эффектно. Рассказывают "Новости культуры".

"Эта выставка не история европейского искусства, а одна из страниц атласа", – считает куратор выставки Екатерина Селезнева. Каждая страна представила по три работы, наиболее ярко представляющее ее искусство в разные периоды: старых мастеров, модернистов, художников актуального искусства. Исключение – Россия. Она демонстрирует десять шедевров. Если Кандинский, Малевич и Шагал уже давно путешествуют по миру, то имя Сурикова на Западе мало известно. Специально из старого здания Третьяковской галереи на Крымский вал привезли картину "Утро стрелецкой казни", правда, без рамы. Она сейчас находится на реставрации. Художников актуального искусства представляет Эрик Булатов. "Нам хотелось блеснуть опереньем на этой экспозиции, чтобы никто не мог сказать, что Россия здесь выглядит недостойно", – продолжает Екатерина Селезнева.

На выставке много шедевров: Кранах, Тернер, Рибера, Пикассо. Итальянское искусство представляет Маратта и Тициан, а древнерусское – "Троица" и "Владимирская Богоматерь" Андрея Рублева, икона Спаса XIVвека. Плащаницу XV века привезли из Румынии. Не обошлось без замен. Так, Литва вместо Чюрлениса предложила Добужинского, которого считает своим художником. Франция показывает Матисса, вместо "Герники" Пикассо. Не смогла привезти свои работы Бельгия. Тем не менее, произведения этой страны представлены в экспозиции. "Благодаря Музею Орсе и Бельгия на этой выставке представлена очень достойно – выдающимся и мало известным здесь художником Леоном Фредериком. Это работа "Век пролетариата"", – отмечает Екатерина Селезнева.

Все-таки произведений на социальные темы на выставке немного. Больше всего пейзажей, символизирующих родину. "Гений родины" – слепок со скульптуры Франсуа Рюда, украшающей Триумфальную арку в Париже. Лишь ирландцы и итальянцы демонстрируют картины на тему любви. "Италия ассоциируется со страной высокой любви, прекрасной природы. А если говорить о Ренессансе, то в центре тогда был человек и его любовные отношения", – поясняет советник по культуре посольства Италии Альберто ди Мауро.

Выставка такого масштаба в России проходит впервые. В ходе подготовки возникло немало проблем. Нет единого типового договора между музеями, "растаможивание" картин не всегда проходило в аэропортах. Тем не менее, выставка состоялась. Как говорил Марк Шагал: "Должно быть место, где люди от злобы и возмущения должны предаться размышлениям". Таким местом снова стала Третьяковская галерея.

Читайте также:
Шедевры мирового искусства в Третьяковке