22.05.2007 | 12:53

Если локомотивы встречаются

Резо Габриадзе спектакли делает нечасто. Говорит: "Я и не режиссер вовсе". Но мы-то знаем, что Резо Габриадзе – художник, писатель, скульптор, автор памятников Чижику-Пыжику и Носу майора Ковалева, автор сценариев фильмов "Не горюй" и "Мимино", уже давно знаменит именно как режиссер. Когда великий мастер малых форм привозит спектакль в Москву, билетов не достать. Кукольный мир Габриадзе реален и одновременно сказочен. У него любят друг друга витамины, вирусы, камни, а маленькие птички влюбляются в великих актрис. Новый спектакль рассказывает о любви паровозов и называется он "А если локомотивы встречаются". Резо Габриадзе представляет его на фестивале искусств "Черешневый лес". Рассказывают "Новости культуры".

Каждую куклу Резо Габриадзе лепит, прорисовывает, потом мастера изготавливают модель, а Габриадзе снова все переделывает. Так получился безногий бродяга, скрипач и много-много других кукол. Габриадзе сравнивает этот процесс с конструированием самолетов. Наверное, действительно, только так и можно взлететь или ожить.

Если в реальном мире встречаются локомотивы, может произойти катастрофа. В мире Габриадзе локомотивы влюбляются. Да и он сам в них влюблен. Когда-то Резо Габриадзе написал рассказ о двух паровозах, о том, как они встретились, как полюбили друг друга, как были вместе, а потом расстались. Теперь этот рассказ и стал драматургической основой спектакля. "Что же касается паровозов: во-первых, они очень красивые, никакие современные автомобили не сравнятся. Кроме того, паровоз может говорить сентиментально, при этом не быть глупым. Это то, что мне надо было", – говорит Резо Габриадзе.

Его куклы говорят голосами знаменитых актеров – Алисы Фрейндлих, Алексея Петренко, Андрея Толубеева, Кирилла Лаврова. Управляют ими актеры Резо Габриадзе, причем каждый за спектакль меняет около десяти кукольных партнеров. "Мы аниматоры, не актеры. Мы все подвластны его идее", – рассказывает актер Владимир Мельцер.

Перед премьерой все очень волнуются. В Тбилиси даже прогона как такого не было. Московская премьера начинается с шампанского, черешни, и вип-гостей. Снимать свои спектакли Резо Габриадзе не разрешает. Он уверен, камера не может передать дух его постановок. Тем более, когда речь идет о самом нежном существе, придуманным человеком.

Резо Габриадзе цитирует Киплинга и говорит, что паровозы – это очень красиво. Разве стоит в этом сомневаться, если у грузинского волшебника локомотивы стали не просто одушевленными, но и влюбленными. По словам Габриадзе он хотел показать классическую любовь, а героев лучше, чем паровозы, он не нашел.