23.05.2007 | 13:41

Алексей Рыбников представил два кончерто-гроссо

Вчера в Москве впервые прозвучали новые произведения композитора Алексея Рыбникова. Премьера двух новых кончерто-гроссо – это, несомненно, одно из самых значительных событий дня. Подкрепить успех премьеры должны были серьезные музыканты: это ансамбль солистов Госоркестра имени Светланова, скрипачка Елена Ревич, виолончелист Борис Андрианов, пианистка Екатерина Мечетина. Рассказывают "Новости культуры".

"Смесь всего невозможного" – так определил Алексей Рыбников последний период своего творчества. Он пишет два кончерто-гроссо, и оба программные. "Синяя птица" – сказка Метерлинка, а "Северный сфинкс" – сцены из жизни императора Александра Первого. "В конце концов, я уже все написал. Теперь могу делать то, что мне хочется. Вот этот посыл сейчас самый важный, что я могу посоветовать композиторам: делайте то, что хочется, что душа просит, а не то, что коллеги как-то на это будут реагировать или музыковеды", – говорит Рыбников.

И тот, и другой концерты звучат без номеров и без четких обязательств перед классической формой кончерто-гроссо. Солирующие инструменты, в отличие от баховских, ни с кем особенно не соперничают. У них совсем другая функция – театральная. Единственное, что объединяет эти, казалось бы, далекие друг от друга фрагменты музыки, – это стиль Алексея Рыбникова, который предполагает не только динамически сильную, как в рок-музыке, подачу, но и постоянное следование слову. Создается впечатление, что все это должно петься. Риторические фигуры – такое понятие существует и в музыке, которая использует императивные качества речи.

Главная особенность музыки Рыбникова заключается в умении спеть, продекламировать, создать музыкальный плакат. Каждый инструмент играет свою роль, как актер в пьесе. Рыбников формирует довольно сложную ткань. Эти произведения нельзя уловить с первого раза. От слушателя требуется большая работа: отследить драматургические линии, прочитать авторскую строку. Все это очень интересно, правда, к жанру кончерто-гроссо имеет лишь формальное отношение.

Читайте также:
Смесь всего невозможного от Алексея Рыбникова