23.05.2007 | 13:59

Крестьяне. Постсупрематический эпос

Новая столичная галерея Марины Лошак носит супрематическое название "Проун". Первый выставочный проект, которым откроется новое выставочное заведение известного московского куратора, называется "Крестьяне. Постсупрематический эпос". Там представлено около семидесяти живописных и графических работ Казимира Малевича и художников его круга, созданных в 20-е – 30-е годы, когда мэтр и его последователи отчасти вернулись в лоно очень условного, но все же фигуративного искусства. В этот период лейтмотивом их творчества стала крестьянская тема, которая и заявлена в названии проекта. Рассказывают "Новости культуры".

Все оформлено в светлых тонах: белые выгородки и белые кирпичные стены. Выставочное пространство вполне можно назвать консервативным и аскетичным. Нет ни одной лишней детали. "Вещи, которые мы показываем в галерее, как мне кажется, они очень точно соединены с образом самой галереи – такого конструктивистского пространства, где ничего не захламляет взгляд, все чисто, и все первозданно, и все органично", – счиатет куратор выставки Марина Лошак.

Для своей первой выставки галеристы отобрали редко выставляемые работы из семейных коллекций Суетина, Рождественского, Стерлигова. В одном пространстве разместили произведения Малевича и ближайших его учеников. Лейтмотивом выставки стал цикл Николая Суетина. Искусствоведы проводят параллели между суетинскими "Снопами" и серией "Стогов" Клода Моне. Отмечают, что Суетин в своих "Снопах" утверждает незыблемость найденной формы, уподобляет ее одиноко стоящему надгробному памятнику. Свои "Снопы" Суетин написал в конце 20-х годов. "Когда я их увидела целиком в собраниях Нины Суетиной, вот тогда мне и захотелось сделать эту выставку. Эта ниточка, она уже потянула за собой все остальные. Снопы, прекрасные мужики, крестьянки, вот эти поля. Формальная, но узнаваемая жизнь", – отмечает Марина Лошак.

Игра, в которой мир – это необычные комбинации прямых линий, квадратов и прямоугольников. Главные герои постсупрематического эпоса – крестьяне. Эти персонажи в произведениях мастеров русского авангарда в свое время вызвали не мало дискуссий и споров. Есть ли у них прототипы, или это символы советского человека будущего. "Крестьяне у Малевича они очень безлики. Они являются собирательными образами человека на Земле, человека Во Христе, если так можно сказать", – рассказывает директор галереи Мария Салина.

Выставка представляет так называемый "Второй крестьянский цикл", где лица крестьян превращаются в лики, а орудия крестьянского быта – в пугающие знаки Апокалипсиса.