24.05.2007 | 13:06

Механическая музыка в Политехническом музее

От поющих часов до самозвучащей механической пианолы. Политехнический музей выставил напоказ старинные музыкальные и занимательные автоматы, сделанные в Европе и США. Первые предметы этой коллекции поступили в музей еще в начале прошлого столетия. Некоторым экспонатам понадобилась помощь умельцев Политехнического музея и частных мастеров-реставраторов. Зато теперь они, почти как новые. Рассказывают "Новости культуры".

Часы конца XIX века. Первые механические часы появились на шесть столетий раньше. Правда, они были без стрелок – время тогда узнавали по бою. "На самом деле занимательная музыкальная автоматика началась в еще в древнем мире", – рассказывают в музее. Еще до нашей эры на Александрийском маяке были установлены фигуры, которые при приближении шторма начинали голосить. Это принцип действия органа, когда воздух проходит сквозь трубы. Орган – европейское изобретение, как и шарманка. С XVII до начала ХХ века это был самый популярный механический инструмент в зажиточных домах. Репертуар сложной шарманки не меньше пяти мелодий. Одномелодийные называли сиренетта - "канарейка". "Сажали канарейку в клетку, рядом садилась дама, крутила мелодию по несколько раз, и так канарейка разучивала мелодию", – рассказывает куратор выставки Валентин Лебедев.

Сердце шарманки – валик с зубцами. Это ноты, по ним двигается пластина, и так рождается звук. Позже по этому принципу были созданы музыкальные шкатулки, но это уже более совершенные механизмы, похожие на часы: работают от завода. Репертуар у шкатулок тоже невелик: в комплекте шли только три мелодии – валика. Однако меломанам хотелось большего, и вскоре появился музыкальный ящик.

Автомат сразу установили в общественных местах. Заказывал музыку тот, кто платил. "Так как этот ящик был изготовлен для России, то и репертуар российский. К нему можно было отдельно покупать диски, как сегодня компакт-диски или грампластинки", – поясняет Валентин Лебедев. Поющие часы, шарманки, шкатулки – это механическая музыка. Меломаны требовали еще.

Чтобы послушать подлинные записи музыкальных произведений начала Х века, например, Рахманинова или Гершвина, изобретатели Политехнического музея придумали установку. В ней соединили детали из механического пианино 30-х годов прошлого столетия с современными достижениями электроники. Электроника лишь для контроля звука. Получился автоматический музыкант – прародитель граммофона. Он появился в Европе еще сто лет назад – воспроизводит аутентичное звучание. Впрочем, любую музыку сегодня можно послушать и на плеере, только нет у пластмассового автомата очарования старого граммофона.