18.04.2012 | 17:09

"Русское искусство из частных собраний" в Америке

Выставка "Русское искусство из частных собраний: от Боровиковского до Кабакова" восполнит пробел в российско-американских культурных связях, образовавшийся из-за так называемого дела библиотеки Шнеерсона рассказал в интервью Анатолий Беккерман, владелец организующей проект галереи.

В конце июля прошлого года суд США постановил начать процесс возврата иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из коллекции Шнеерсона, хранящихся в России. Из-за этого российские культурные организации - в частности, ряд крупных музеев (Третьяковка, Музеи Кремля, Эрмитаж) - были вынуждены отказаться от участия в выставках на территории США, поскольку привезенные туда произведения искусства могли быть изъяты в качестве компенсации или на них мог быть наложен арест. В ответ американские музеи также приняли подобные решения. Для урегулирования ситуации должно быть принято специальное межправительственное соглашение, однако когда это может произойти, пока не ясно.

"Из-за моратория на выставочный обмен между Россией и США я счел крайне важным организовать выставку русского искусства, потому что именно в такой непростой период для культурных связей между странами очень важно показать лучшие образцы русской живописи из частных коллекций", - сказал галерист.

Экспозиция, которая откроется 10 мая, станет одним из первых проектов "Сезона русской культуры в США", который придет на смену сезону "Американской культуры в России". Его кульминацией станет выступление Чикагского симфонического оркестра 18 и 19 апреля на сцене московского Большого зала консерватории. В общей сложности на выставке будет представлено порядка 90 произведений - преимущественно из американских собраний и нескольких европейских, в том числе Михаила Барышникова и Владимира Спивакова.

Беккерман уточнил, что Барышников предоставил для выставки "Кабуки" Льва Бакста и "Абстрактную голову" Павла Челищева, а маэстро Спиваков - абстрактную композицию Павла Мансурова.

"Исключительно важен портрет Суворова кисти Иоганна Генриха Шмидта, который писан с натуры. Их всего три в мире, один из них находится в Эрмитаже. Замечательная работа Кончаловского "Хрусталь", которая была на выставке "Бубнового валета" в 1915 году, потрясающая вещь Ивана Пуни "Силач", шедевр Похитонова "В Париже", замечательная работа Бориса Григорьева "Рыбак с крабом", которая также была на многих выставках", - назвал галерист наиболее примечательные и ценные произведения на выставке.

Кроме того, на ней можно будет увидеть работы Василия Перова, Михаила Нестерова, Алексея Саврасова, Владимира Маковского, Константина Сомова и других художников XVIII - XXI веков.

"Цель нашей выставки - показать наиболее интересные, редкие и качественные произведения разных художников, поэтому мы обратились к коллекционерам, которых знаем. Потом уже к нам начали приходить другие коллекционеры для участия в выставке, и мы начали "просеивать" вещи, потому что не хотели показывать ничего не первого качества", - отметил Беккерман.

По словам Беккермана, выделить какую-то конкретную тенденцию в собирательстве весьма сложно, поскольку у всех разные вкусы - кто-то отдает предпочтение театральной графике Бакста, Добужинского и Бенуа, кто-то - художникам-авангардистам, а третьих интересует современное искусство - Кабаков и Булатов.