26.05.2007 | 15:57

Оркестр национальных инструментов Китая дал концерт в Москве

Девяносто три человека исполняют на инструментах с тысячелетней историей музыку Поднебесной. Оркестр национальных инструментов Китая дал в Москве грандиозный концерт. Программу этого невероятного концерта составили произведения современных китайских композиторов, многие из которых в своих творческих исканиях опираются на музыку древнего Китая. Кроме того, это опора на музыку разных народностей этой страны: яо, дун, туцзя. На бис были сыграны хиты русской музыки. Рассказывают "Новости культуры".

Каждый народный китайский инструмент разговаривает со своим народом более тысячи лет. За это время форма претерпела изменения, но энергетика осталась. Вряд ли когда-нибудь можно было услышать "Калинку" в таком исполнении. Несмотря на то, что мелодия отдана инструментам под названием "эр ху", а подголосок – китайским пипам, мелодия все-таки остается русской не по звучанию, а по духу. И играют ее китайские музыканты не менее зажигательно, нежели российские. Только вот у родных балалаечных отыгрышей есть небольшой акцент.

Первое, что приходит в голову, – сравнить этот оркестр с российским Оркестром народных инструментов имени Осипова. По сравнению с русскими оркестрами, в этом процент народных инструментов значительно больше. Только шесть виолончелей, шесть контрабасов и кларнет. Ни одной скрипки. "Наш оркестр уникален. Он состоит из четырех групп: струнная смычковая, струнная щипковая, духовая и ударная. Причем ударная группа очень большая – восемь музыкантов", – поясняет дирижер оркестра Пан Капанг.

Именно этот состав отвечал требованиям больших китайских празднеств при дворе. Музыка династии Цин, музыка провинции Гуандун, напевы многочисленных народностей Китая. На эту основу опираются сейчас современные китайские композиторы, когда создают современную классическую музыку. "Чтобы понять, что взято за основу, нужно знать мелодию. Временами она обработана так, что ее не узнают даже китайцы, а временами композиторы уходят от основ и создают что-то совершенно новое", – отмечает Пан Капанг.

В номере под названием "Танец дракона" можно увидеть совмещение древних китайских мелодий с европейскими ритмами. Композитор Сюй Чанцзюнь не побоялся совместить лады китайской музыки с ритмами из "Жар-птицы" Стравинского. Результат впечатляет.

Читайте также:
Чарующие звуки Поднебесной