26.05.2007 | 16:30

Мистерия дирижерства в Люксембурге

В Люксембурге проходит Первый Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова – выдающегося российского пианиста, дирижера и композитора. Основная цель смотра заключается в том, чтобы выявить и отметить талантливых дирижеров. Лауреаты конкурса получат возможность встать за пульты прославленных музыкальных коллективов и начать путь в большое искусство. Завершился второй тур. Рассказывают "Новости культуры".

Люксембург – небольшое государство. Там свои обычаи, свой принц, а сейчас появился и свой музыкальный конкурс. Правда, он носит имя русского дирижера Евгения Светланова. Евгений Федорович был в Люксембурге лишь дважды, но успел полюбить эту небольшую страну.

В Люксембурге готовы были принять, организовать и отдать в разные, но хорошие руки оркестр, готовый играть одни и те же сочинения по несколько раз в день. Причем готовы это делать стабильно и регулярно – раз в три года, и это сыграло решающую роль в прописке конкурса. "Мне важно было не просто устроить конкурс, а чтобы у него было будущее, чтобы он мог повторяться. Поэтому этот конкурс здесь", – говорит вдова Евгения Светланова, организатор конкурса Нина Светланова.

На неделю в Люксембург прилетело авторитетное жюри. Председатель Владимир Ашкенази, Александр Ведерников из Большого театра, представители европейских оркестров и фестивалей. Впрочем, конкурсантов, которых там называют кандидатами, тоже новичками не назовешь. Финн Саша Макила – ассистент Курта Мазура. Он учился в Санкт-Петербургской консерватории, поэтому, как играть Чайковского и Светланова, чьи произведения были обязательными на втором туре, знает хорошо.

Исполнение русской музыки – обязательное условие конкурса и сложная задача для дирижеров, ведь из восемнадцати участников лишь трое были из России. Ко второму туру остался только один – Алексей Осетров, внимательно слушавший своих коллег-конкурентов. "У меня есть, конечно, претензии музыкантские к коллегам. На мой взгляд, их Чайковский был не совсем Чайковский в "светлановском" стиле. Светлановский Чайковский – это великая русская душа", – считает Алексей Осетров.

Англичанин Бенджамин Эллин перед тем как ехать на конкурс прослушал десятки записей Евгения Светланова. "И нисколько об этом не жалею. Светланов – великий музыкант. Перед конкурсом я не думал о сложности исполняемой музыки. Я думал о ее восприятии", – признается Бенджамин Эллин.

Однако важно не только самому почувствовать музыку, но и убедить в своем видении оркестр. Поэтому музыканты останавливались и начинали работать с оркестром прямо на прослушивании. "Вот это мистерия. Человек делает те же самые жесты, что и до него за полчаса, а получается все по-другому: и темп, и баланс другой. Вот это самая мистерия дирижерства", – удивляется председатель жюри конкурса Владимир Ашкенази.

Самыми по-дирижерски мистериальными жюри признало четырех конкурсантов: англичанина, испанца, бразильянку и болгарина. К сожалению, на конкурсе в Люксембурге из русского осталось только имя Светланова и Рахманинов, сочинения которого будут исполнять на заключительном туре.

Читайте также:
Первый международный конкурс дирижеров имени Светланова

Конкурс Светланова остался без победителя