27.05.2007 | 13:33

"Персефона" в постановке Кирилла Серебренникова

На фестивале искусств "Черешневый лес" в субботу прозвучала оратория "Персефона" Игоря Стравинского. Режиссер этого театрального действа Кирилл Серебренников пригласил на главную роль Сати Спивакову. Актриса выучила партию на французском языке. Серебренников, однажды уже ставивший ораторию "Жанна Д'Арк" с Фанни Ардан считает, что только такой жанр, где на равных действуют актриса, оркестр и хор, позволяет максимально передать мощь и размах произведения. Рассказывают "Новости культуры".

За кулисами Дома музыки всегда царит очень строгий административный порядок, жесточайший контроль и дисциплина. Совсем не похоже на театр, где все куда более демократично. Однако на этот раз театральные законы все-таки нарушили привычный ход событий и за сценой, и на ней. Еще в прошлом сезоне оратория "Жанна Д'Арк" видоизменила академичную сцену Дома музыки, а на этот раз перед ораторией "Персефона" сцена изменилась до неузнаваемости и напоминала не концертную площадку, а театральную, на которой расположились декорации к спектаклю Кирилла Серебренникова.

Именно такой и была задача – сделать полноценное театральное действо. Если в "Жанне Д'Арк" были только элементы сценографии, то теперь удалось выстроить полноценные, вполне функциональные декорации. Видеопроекция и зеркальные шары, разлетающаяся пленка и свет, выстроенный по музыкальной партитуре. Персефона спускается в царство мертвых, и на земле наступает зима. Она возвращается, а с ней и весна. Конечно, Игоря Стравинского, написавшего эту ораторию для Иды Рубинштейн, интересовал не столько этот миф, сколько заложенная в нем метафора. В центре – женщина, ее возраст, взаимоотношения со временем. Об этом, по его словам, размышлял и Кирилл Серебренников, когда работал над "Персефоной". Дирижер Ион Марин сразу принял именно такую интерпретацию. "Великолепный проект, все так современно. У Кирилла Серебренникова, я уверен, большое будущее именно в музыкальном театре. Интересно было работать с Сати Спиваковой, она не только великолепно говорит по-французски, но и очень музыкальна, а ведь у нее здесь соло", – говорит дирижер Ион Марин.

Персефона Сати Спиваковой действительно говорит по-французски. Она и эмоционально, и актерски справляется с текстом Андре Жида и с партитурой Стравинского. Солист Большого Марат Гали, Национальный филармонический, хор Попова. Увы, по фестивальным законам вся эта команда была собрана только ради единственного концерта. Зато "Персефона" вернулась в Россию. Это было первое полноценное исполнение оратории в наше время, так что "Черешневый лес" оправдывает свой нынешний девиз: "Возвращение".