27.05.2007 | 15:29

Радостные полотна Бориса Кустодиева

Праздничные городские и сельские гуляния, ярмарки, балаганы, чаепитие за столом разряженных купчих. Борис Кустодиев создавал радостные полотна, хотя сам был прикован к постели. 26 мая – день памяти Бориса Кустодиева. Русского художника не стало восемьдесят лет назад. Рассказывают "Новости культуры".

"Не знаю, – писал Кустодиев, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это было единственным сюжетом моих картин". Художник родился в Астрахани, на Волге, и хорошо знал быт провинциального купечества, местные нравы. Он создал блестящие образы ярких, пышущих здоровьем купчих. Впоследствии Кустодиев написал: "Это были живые типы Островского". Самыми доступными моделями были родные художника. На одной из картин изображена его сестра Катя. "Он ее так нарисовал в интерьере собственного дома. Вот именно здесь, на этой улице. То есть изобразил их быт, уют, который был в доме. Это как бы страничка той самой жизни и детства знаменитого академика", – рассказывает заведующая Домом-музеем Бориса Кустодиева в Астрахани Татьяна Слободских.

Другая жизнь началась для него в Петербурге, в Академии художеств. Там его сразу заметил Репин и пригласил принять участие в работе над огромным полотном к столетнему юбилею Государственного совета. Тем не менее, молодого художника постоянно тянуло в провинцию. Кустодиев часто путешествовал по городам и селам верхней Волги. Его вдохновляло яркое и радостное народное искусство. На многих полотнах художника изображены ярмарки, Масленица, деревенские праздники. Не забывает Кустодиев и о своих излюбленных героинях. "Красавицу" он писал с актрисы МХАТа Фаины Шевченко. С ней художник познакомился, когда делал декорации для спектакля "Смерть Пазухина" по роману Салтыкова-Щедрина. "И вот Фаина Шевченко играла там Настасью Форначеву – купчиху, молодую даму. Очень полную и всю из себя вот такую, какая она есть. И он сделал сначала карандашный рисунок, а потом делал уже эту замечательную красавицу", – говорит хранитель жиповиси конца XIX – начала ХХ века Третьяковской галереи.

В 1909 году закончился самый счастливый и безоблачный период в жизни Кустодиева. Прогрессировала тяжелая болезнь позвоночника. После операции художник уже не мог передвигаться и писал лишь небольшие картины, лежа в постели. "Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната". Однако палитра художника оставалась такой же яркой, как в молодости. Он радостно откликнулся на революцию. Так появилась картина "Большевик". Несмотря на некоторую наивность и надуманность сюжета, картина получилась новаторской. Параллельно Кустодиев продолжал работать и как театральный художник, и как книжный иллюстратор. И все-таки главное в творчестве Кустодиева – созданный им мир патриархального купечества.