28.05.2007 | 19:45

Максимилиан Волошин, анархист и символист

"Львиная грива – греческая голова. Босиком. И не хитон, а балахон". Так о Максимилиане Волошине писала Марина Цветаева. Со дня рождения поэта, художника, журналиста, искусствоведа сегодня исполняется 130 лет. Он много путешествовал, жил в городах Европы, Москве, Петербурге, но своей духовной родиной считал Коктебель. О литературном наследии и неоднозначной личности Волошина рассказывают "Новости культуры".

Серию "Лики творчества" Максимиллиан Волошин создавал в 1900-х годах. Это автографы из собрания Пушкинского дома и статьи с правками самого автора. К тому времени Волошин уже был известным литератор. Он публиковал стихи, работал репортером в газетах. Его имя часто было связано со скандалами, он любил эпатировать, даже дразнить людей. В 1913 больной человек изрезал картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Волошин написал об этом статью, на которую обиделись Репин и его окружение. "Это был его эстетический манифест", – поясняет член-корреспондент Российской академии наук Александр Лавров.

Максимиллиан Волошин в юности много путешествовал и столичным жителем так и не стал. В конце 1906 он приехал в Петербург и стал вхож в круг основоположника символизма Вячеслава Иванова. Он даже снимал квартиру этажом ниже в знаменитой башне на Таврической улице. Позже, уехав от жены в Коктебель, Максимиллиан Волошин осознал, что именно этот татарский поселок на Восточном берегу Крыма был его духовной родиной. Это место, куда приезжали самые известные литераторы, все гостили в доме Волошина. Хозяин писал тонкие по цвету акварельные этюды и стихи о любимой Киммерии. "Был фигурой цельной. Если говрить, какое у него самое соврешенное произведение – стихотворение, этюд, это – "Коктебель"", – говорит Александр Лавров.

В 1932 перед смертью Волошин завещал свой дом Союзу писателей СССР. После войны Коктебель-Планерское стало культовым местом отечественной интеллигенции. Литераторы жили в доме творчества, богема отдыхала, как тогда говорили, дикарями. Вдова Волошина Мария Степановна показывает знаменитый дом, и посвященные говорят о покойном Волошине, как о приятеле, называя его по-просту Макс. В 1976 Мария Степановна умерла. "Вдова поставила условие, что хранителем буду я", – рассказывает комментатор собрания сочинений Максимилиана Волошина Роза Хрулева.

Роза Хрулева и ее покойный муж Владимир Купченко еще при жизни вдовы стали вывозить рукописи литератора в Ленинград в Пушкинский дом. Так завещал сам поэт. Сейчас сотрудники Института готовят первое полное собрание сочинений Максимиллиана Волошина.