29.05.2007 | 10:31

Набор слов. 29 мая 2007 года

Как распознать будущего гения и чем завершится "эволюция денег"? Тадаси Сузуки о гибели традиционной культуры и Гюнтер Грасс о своем эсэсовском прошлом. Подробности – на страницах сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
"Их не догонишь" – уверен "Русский Newsweek". Одаренные дети – главная тема номера этой недели. Взять хотя бы Павлика из второго "Б", в восемь лет он пишет серьезный труд о вымирающих видах животных в России. Таких детей в России один – три процента. Потенциально одаренных – тридцать процентов. В таких странах как США и Япония их вычисляют очень рано, а затем бережно ведут во взрослую жизнь. В России пока определяются со способами выявления гениев и последующего финансирования их образования. Программу планируется внедрить с 2008 года, и бюджету она обойдется всего в два миллиарда рублей.

***
"Успех спектакля зависит от качества публики", – заявил Тадаси Сузуки журналу The New Times. Легендарный режиссер на Чеховском театральном представит спектакль "Идущие и уходящие – возрождение традиций", основанный на тексте Еврипида. Сузуки размышляет о фатализме, вечности и японской культуре, которая славится своей закрытостью. "Сейчас возникла другая опасность. Молодое поколение тяготеет к американской культуре и образу жизни. В России ведь то же самое происходит, да? Так случается в любом обществе, где основной целью становится зарабатывание денег"

***
О деньгах как "культурном феномене" пишет июньский номер "Популярной механики". Аверс – реверс, гурт, история. В древней Руси была, например, "куна". Тогда мех куницы слыл эквивалентом стоимости. Кроме того, раньше иногда называли деньги "скотом", "скотница" – казна, соответственно. Процесс создания денежных знаков не обошелся без Леонардо да Винчи. Художник изобрел аппарат, который прессом вырубал металлические кружки и чеканил монеты с помощью молотового снаряда. Как это было и как это будет? "Металлические деньги останутся в музейных собраниях и в коллекциях нумизматов как памятник материальной культуры человечества, его пороков и страстей и, конечно же, передовой инженерной мысли".

***
"Как я провел войну": автобиографические заметки Гюнтера Грасса публикует журнал "The New Yorker". Во время Второй Мировой будущий лауреат Нобелевской премии в пятнадцать лет пошел волонтером в Десятую танковую дивизию Ваффен-СС. Уникальные заметки начинаются так: "Зачем? Почему? На юношескую глупость не могу это списать. Давления на меня тоже никто не оказывал".