29.05.2007 | 14:35

Пелена царевны Ксении

В историко-художественном музее города Моршанска в Тамбовской области хранится уникальная икона Николая Чудотворца. Это пелена, которую вышила своими руками дочь Бориса Годунова Ксения. В 1601 году царь подарил ее одному из монастырей Рязанской епархии. В 20-е годы прошлого столетия храм был разрушен, однако икону удалось спасти. Об истории уникального экспоната рассказывают "Новости культуры".

Николай Чудотворец вышит шелковыми нитями по атласной ткани. Эту икону своими руками сделала царевна Ксения. Вокруг – серебряная вязь. Это молитва, восхваляющая святого. Начиная с XIV века, многие жены и дочери русских правителей занимались изготовлением пелен. Однако всех своих предшественниц в этом искусстве превзошла дочь царя Бориса Годунова. Глубоко религиозная и получившая для своего времени высокое образование, она, кроме того, сочиняла духовные стихи и песни. Историки предполагают, что тексты некоторых из них можно прочитать на этой иконе. "Если один кондак и тропарь – это те, которые используются в церкви сейчас, то два других, они вообще не известны и не используются нигде. И он именно поэтому предположил, что вот этот кондак и тропарь мог быть написан царевной Ксенией", - рассказывает научный сотрудник Моршанского историко-художественного музея Ольга Важенина.

Несмотря на то, что царевну Ксению в народе любили, ее ждала тяжелая судьба: смерть отца, гибель родных и преследования Лжедмитрием. "Царевна Ксения была взята в наложницы Лжедмитрием Первым, который пришел к власти. Затем через некоторое время она была отправлена в монастырь и пострижена в инокини под именем Ольги", - продолжает Ольга Важенина.

Шедевр повторил судьбу своего автора триста лет спустя. В 1601 году Годуновы подарили икону небольшому монастырю, который в начале XVII века принадлежал Рязанской епархии. Позже на его месте появилось село – в ста километрах к северу от Тамбова. Там был построен храм, в котором пелена хранилась до 20-х годов прошлого века. Новые власти храм разрушили, а икону Николая Чудотворца вместе с остальной церковной утварью решили уничтожить. Однако случайно в этом селе оказался директор Моршанского историко-художественного музея Петр Иванов. Он увидел реликвию в куче мусора и убедил партийное руководство в том, что она представляет историческую ценность, и забрал ее с собой. Сотрудники музея уверены: творением царевны Ксении будет восхищаться еще не одно поколение.