30.05.2007 | 19:41

Шурик на все времена

Последняя запись в трудовой книжке этого актера – Петербургский театр "Приют комедианта". Он был прекрасным драматическим актером. Снялся более чем в ста фильмах, но для большинства советских зрителей так и остался навсегда актером одной роли – обаятельного недотепы Шурика. Сегодня актеру Александру Демьяненко исполнилось бы семьдесят лет. Рассказывают "Новости культуры".

После феноменального успеха кинокомедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" у Александра Демьяненко не осталось собственного имени. До конца своих дней он был Шуриком.
Страшно раздражался, злился, но со временем махнул рукой. От природы Демьяненко – брюнет. Блондином на долгие годы он стал по прихоти режиссера Гайдая. "Когда я его увидела в гримерной, ему красили волосы в белый цвет. Краска, жесткая в те времена, стекала по его лицу, как слезы", – вспоминает народная артистка России Наталья Селезнева.

В фильме он прилежный студент, а в жизни он был злостным прогульщиком. В ГИТИС парня с Урала взяли с радостью, и в первом же семестре студент Демьяненко отличился: у него одного прогулов было в несколько раз больше, чем у всего курса. За десять лет до "Операции "Ы"" Демьяненко дебютировал в кино, сыграв гимназиста-интеллигента. В фильме "Ветер" его герой погибал, совершая подвиг. С 1960 по 1965 год актер стал настоящим героем экрана. В картинах "Мир входящему", "Первый троллейбус", "Карьера Димы Горина" он совершал подвиги один за другим. Режиссеры нещадно эксплуатировали образ внешне совсем не героического актера. В то время Демьяненко был самым известным советским артистом.

"Он для всех абсолютная загадка. Все человеческие качества в Саше Демьяненко противоречили его актерской индивидуальности. В жизни он был очень застенчив. Разве можно представить актера который стесняется?", – рассказывает народная артистка России Татьяна Конюхова. "Шура был замкнутый, суровый. Любил уединятся, всегда был с книгой, повторял текст. В кадре он был всегда собран, внимателен", – добавляет Наталья Селезнева.

После "Кавказской пленницы" Демьяненко вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Главных ролей ему больше никто не предложил. С театром тоже не получалось. Отдушиной для актера стал дубляж. Его голосом заговорили Бельмондо, Де Ниро, а Донатаса Баниониса он озвучивал чуть ли не во всех советских фильмах. В последние годы жизни на Шурика Александр стал совсем не похож. Седой, немногословный человек в темных очках мало чем напоминал энергичного студента-блондина из далеких 60-х. Шуриком его называли по-родственному, как к близким друзьям обращаются до старости. Только Демьяненко так и не успел побыть стариком.

Читайте также:
Триумф и трагедия Александра Демьяненко