31.05.2007 | 19:31

Взгляд на искусство прошлого столетия

Любая экспозиция современного музея сродни спектаклю. Чтобы зритель досмотрел его до конца, необходимо расположить экспонаты в неожиданном ракурсе, чтобы интрига сохранялась из зала в зал, до самого финала. Именно этим руководствовались авторы нового проекта экспозиции "Искусство ХХ века" в Третьяковской галерее на Крымском валу. Сегодня шедевры минувшей эпохи увидели первые зрители. Рассказывают "Новости культуры".

Стоит сразу оговориться: подбор экспонатов претерпел незначительные изменения. Кое-что ушло в запасник, а что-то было отреставрировано и возращено из фондов в залы. Нынешняя экспозиция пополнилась новыми поступлениями, которые были приобретены на пожертвования или приняты в дар. Есть даже проект, специально подготовленный к открытию нового варианта экспозиции "Искусство ХХ века". Художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский создали грандиозное полотно "Времена года русской живописи" – авторский монтаж, построенный на умелом цитировании классиков. Однако самое главное в этом варианте – принципиально новая концепция экспонирования.

"В прошлом варианте акцент делался на творчестве художников, на монографическом показе их творчества в таком, как бы хронологическом порядке. Мы от этой концепции отказались. Это не значит, что мы разрушаем монографии художников и показываем их в абсолютно разных местах, но там, где это необходимо, вот в редких случаях, мы монографию не сохраняем", – рассказывает заместитель генерального директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Цель авторов – сделать экспозицию более понятной для зрителя, более динамичной и зрелищной. Дополняют ее три информационные зоны: видеоролики, составленные из кадров хроник и фрагментов фильмов того времени, тексты, рассказывающие о том или ином периоде, и документальные фотографии. Почти в каждом зале имеется рубрикатор, для того чтобы зритель мог ориентироваться и в довольно сложном пространстве экспозиции, и в том обилии материала, который он увидит. Кстати, впервые составлен своеобразный путеводитель – план экспозиции с указанием залов, эпох, фамилий художников.

Меняется время, меняется отношение ко многим вещам. Однажды выбранный вариант экспозиции морально устаревает и теряет зрительский интерес. Поэтому, как говорят организаторы, это не финал, а только начало. Начало осмысления русского искусства сложного, трагического и парадоксального ХХ века.