01.06.2007 | 17:37

Илья Кухаренко о Фестивале симфонических оркестров

В студии "Новостей культуры" о Фестивале симфонических оркестров, который открывается в Москве, рассказывает музыкальный критик и телевизионный ведущий Илья Кухаренко.

- Фестиваль симфонических оркестров – это статусное, презентационное, в некотором роде, мероприятие. А в чем же все-таки внутренний, музыкальный смысл? Что он дает публике?
- Вы знаете, на самом деле, оно, конечно, статусное и презентационное, но смысл этой истории на самом деле в том, чтобы человек за короткое время услышал разный оркестровый звук. Это большой подарок для меломана, когда он понимает, что оркестр – это такой инструмент. Он может быть прекрасен, как скрипка Страдивари, которая отличается от скрипки Амати или другой скрипки Страдивари. В этом смысле, это такой большой подарок, потому что приезжают действительно очень качественные оркестры с замечательными маэстро, и можно понять, чем же собственно славен звук того или иного оркестра – то, что называется "фирменный стиль" – когда ты можешь отличить звучание и сказать: это играют венцы, это – дрезденцы, это – французы. В этом есть большое-большое удовольствие.

- И сегодня это не только оркестры, но и дирижеры. Кого, помимо хорошо известных в России Мути и Темирканова, естественно, мы еще услышим?
- К нам приезжают еще два замечательных маэстро. Это Фрюбек де Бургос, который, на самом деле, как-то очень долго не мог пробиться в первую когорту, потому что он начинал давно, когда еще были Караян, Шолти и, собственно, была эта плеяда гигантов, которые немножко, на самом деле, придерживали вот это новое поколение. И сейчас, когда ушло то поколение, появился шанс у тех дирижеров, которые стояли вторым рядом. Антонио Папано – конечно, величина уже сейчас абсолютная. Это, в общем, главный специалист по итальянской опере, он занимает пост руководителя Ковент-Гарден. И неслучайно, собственно, в его программе Вагнер – у оперного человека мы услышим все-таки музыку, написанную для сцены, пусть и симфоническую, но все-таки со сценическим подтекстом.

- У многих возникает вопрос, насколько Колонный зал – адекватная площадка для подобного рода мероприятий?
- Вы знаете, у меня есть некоторые, я бы сказал, сомнения в том, что это самая удачная история. Конечно, ничто не сравнится с Большим залом консерватории в смысле какой-то такой благодати, которую он может дать оркестровому звуку. Есть там проблемы и с некоторой такой, я бы сказал, суховатостью акустики и, собственно, с некоторыми невезучими зрителями, которым придется оценить, что зал Колонный и не очень большой. Вот, в общем, это такая проблемная площадка, но я думаю, что в данном случае это связано, прежде всего, со сложной организационной ситуацией.

- Кстати, об организационной ситуации. Понятно, что такого рода фестивали – это очень дорогостоящее мероприятие. Как в этом году удалось преодолеть организационные и финансовые проблемы?
- Вы знаете, насколько я понимаю, эта ситуация – это, прежде всего, такой подарок слушателям от государства, потому что основная бюджетная нагрузка была взята, собственно, государством, и это действительно очень большие средства, потому что одна логистика оркестровая отнимает колоссальную часть этого бюджета. Это очень большое, очень бюджетное мероприятие.

Читайте также:
Дирижер Риккардо Мути прилетел в Москву

Президент приветствует участников Фестиваля симфонических оркестров