19.04.2012 | 09:33

Александр Калягин стал главным героем выставки

Александра Калягина в нашей стране знает каждый. Это имя носит председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель Московского театра "Et Сetera", народный артист России и просто любимец публики. Сегодня замечательный актер выступит в новом амплуа - станет героем выставки "Александр Калягин в главной роли", открывающейся в Театральном музее имени А.А. Бахрушина.

Не секрет, что 25 мая Калягину исполнится 70 лет. К этой дате и приурочен вернисаж, на котором, как уверили корр. ИТАР-ТАСС организаторы экспозиции, "Александр Александрович будет обязательно". И, значит, ему заново предстоит пройти весь свой творческий путь, совершая экскурсию уже по музейным залам.

"Я с детства ни о какой другой профессии, кроме актерской, даже не задумывался", - вспоминает Калягин. Когда-то, будучи 13-летним мальчиком, он написал об этом своему кумиру - легендарному Аркадию Райкину. И тот откликнулся, прислав обстоятельный ответ, который до сих пор хранится у Александра Александровича. Однако сразу пойти в артисты у Калягина не получилось: мама настояла на медицинском училище. Покладистый сын стал медбратом и, лишь поняв, что не его это дело, подал документы в Щукинское училище, которое благополучно закончил в 1965 году.

Он начинал на Таганке, потом перешел в театр Ермоловой. А однажды позвонил Олегу Ефремову и попросил: "Возьмите меня к себе". Так он оказался во МХАТе, где проработал многие годы. И только в 50 лет вышел на подмостки театра, который создал сам. В "Et Сetera" Калягин не только руководит, но и служит артистом.

Понятно, что долгую, богатую событиями театральную жизнь выдающегося актера не способна отразить даже самая масштабная музейная экспозиция. В фотографиях, афишах, макетах декораций и эскизах костюмов представлены спектакли "Жизнь Галилея" (Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1966), "Муж и жена" (МХАТ им. М. Горького, 1976), "Чайка" (МХАТ им. М.Горького, 1980), "Тартюф" (МХАТ им. М. Горького, 1981), "Живой труп" (МХАТ им. Горького, 1982), "Тамада" (МХАТ им. М. Горького, 1986), "Король Убю" (Московский театр "Et Сetera", 2001), "Буря" (Московский театр "Et Сetera", 2010).

И это лишь незначительная часть работ, созданных Калягиным на сценах ведущих театров Москвы в соавторстве с прославленными мастерами режиссуры Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Камой Гинкасом, Романом Виктюком, Робертом Стуруа. Кстати, последний с нынешнего сезона служит главным режиссером в "Et Сetera" и сейчас репетирует спектакль с занятным названием "Ничего себе местечко для кормления собак", где в главной роли в очередной раз выступит Александр Калягин.

Любопытно было узнать, что сам Калягин статистику своих ролей давно не ведет. "Дошел до ста и перестал. Уже даже не слежу за этим. Все равно в памяти остаются две-три роли", - говорит артист. Но тут он явно лукавит, потому что в памяти зрителей их значительно больше. Да и сам Александр Александрович называет довольно длинный список особо дорогих его сердцу работ. В их числе, конечно, тетка Чарлея из незабываемой комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!", и Чичиков из пятисерийного телефильма "Мертвые души", и Платонов из "Неоконченной пьесы для механического пианино" Никиты Михалкова, и роли в его же фильмах "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Раба любви". Фотографии сцен из этих фильмов, разумеется, также присутствуют на калягинской выставке в Бахрушинском музее. Кинораздел экспозиции сформирован здесь с помощь столичного Музея кино.

Но есть в жизни Калягина роли, не зависящие от искусства. Они продиктованы актеру свыше. Это - роли сына, мужа и отца. Увидеть их можно только на семейных фотографиях, которые бережно хранит мастер в своем личном архиве. Но некоторые снимки он все же предоставил для музейной экспозиции. Без них выставка "Александр Калягин в главной роли" была бы явно неполной. Ее работа в Бахрушинском музее продлится до 30 мая.