05.06.2007 | 12:09

О подготовке к Конкурсу имени Чайковского

Чуть больше недели осталось до начала Международного конкурса имени Чайковского. Для выступлений его участников предоставлены четыре площадки – Большой и Малый залы консерватории, Зал имени Чайковского и Международный Дом музыки. Двухнедельный марафон впереди, а пока конкурсанты осваивают инструменты, от которых во многом зависит успех выступлений. Рассказывают "Новости культуры".

Из прекрасного выбрать самое прекрасное. Такая нелегкая задача стояла перед председателем жюри конкурса пианистов Николаем Петровым. Из девяти он выбрал два великолепнейших рояля. "Я взял один рояль: более открытый, яркий звук, мягкий. Я не люблю жестких звуков у рояля для Рахманинова, для Чайковского. А второй тоже очень мощный, бархатный – для французов, для Скрябина, для барочной музыки", – рассказывает Николай Петров. Оба инструмента сейчас находятся в консерваторских классах, хранящих память о легендарных пианистах. Там рояли настроили, и сейчас они привыкают к новому климату. "Рояли очень разные. Оба очень высокого качества, с замечательным звуком: объемным, живым, многотембровым. Очень большие возможности градации тихой звучности – рояли проверяют на этом. Этот – "Стейнвей" – это он, тот – она", – поясняет проректор Московской государственной консерватории Елена Сорокина.

У российских, а особенно у московских участников конкурса есть привилегия: они уже сейчас могут обыгрывать инструменты, изучать их и пытаться с ними подружиться. Сергею Кузнецову по душе эта клавиатура, именно этот рояль вдохновляет его на творческие поиски. Правда, признается конкурсант, в Большом зале звучание инструмента может стать другим. "Сейчас в эти два класса допускаются только участники конкурса. По-моему, сюда приходят в порядке свободной очереди те, кто хочет. Я тут пока участников конкурса вовсе не видел. Но я полагаю, они приходят. Но графика четкого нет", – говорит Сергей Кузнецов, участник конкурса пианистов.

У виолончелиста Александра Бузлова – уникальный инструмент Антонио Страдивари, изготовленный в 1725 году. Александру его выдали несколько дней назад из госколлекции. У виолончели особая энергетика. На этом инструменте играли все известные виолончелисты прошлого века. "Мне повезло. Я выбрал его еще в сентябре прошлого года и с тех пор искал средства. Страховка – это большие деньги для любого молодого музыканта. Деньги предоставил Фонд Ростроповича", – замечает Александр Бузлов.

Подружиться с инструментом для музыкантов – это половина успеха, а вот вокалистам приходится рассчитывать лишь на собственный голос и еще на качественную акустику. В Зале Чайковского, где будут соревноваться вокалисты, провели специальную подготовку. "Здесь пока что те меры, которые были приняты, связаны с объединением объема зала с запотолочным пространством. Был добавлен, расширен объем зала, и в связи с этим изменились акустические характеристики: увеличилось время реверберации и многие другие показатели звуковые", – отмечает директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов. Сцены главных столичных залов ждут конкурсантов. Все готово, чтобы они могли показать свое искусство во всем блеске.