19.04.2012 | 11:10

Чикагский симфонический оркестр выступил в Москве с легендарным Риккардо Мути

Один из лучших оркестров мира – Чикагский, один из талантливейших дирижеров современности – Риккардо Мути. Артистичный, изысканный, аристократичный, Мути прекрасно чувствует аудиторию, всегда дирижирует с выдумкой, создавая незримый театр, чрезвычайно интересный и увлекательный. Три вечера Риккардо Мути и его подопечные дарят российской публике: два концерта в Москве и один в Петербурге, в рамках европейского тура, закрывают программу «Американских сезонов в России». В Большом зале столичной консерватории побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Чикагский симфонический – оркестр, который входит в так называемую «большую пятерку» лучших оркестров мира – за 120 лет своей истории в Россию приезжал лишь однажды – в 1990-м, но с русскими музыкантами сотрудничал много. Неслучайно первый концерт этих гастролей посвящен Мстиславу Ростроповичу.

Впервые он выступил с Чикагским симфоническим оркестром в 65-м году, сотрудничал на протяжении дальнейших 40-ка лет, как солист и дирижер. Но сегодня за дирижерским пультом Риккардо Мути.

Маэстро Мути возглавил Чикагский симфонический два года назад. И сразу – его первая на этом посту запись с оркестром – «Реквием» Верди – заслужила две премии «Грэмми». Программу для гастролей в Россию составляли придирчиво.

Первый гастрольный концерт открыла «Космическая одиссея» – произведение композитора с московским консерваторским образованием и западной карьерой – Дмитрия Смирнова. Сам он рекомендовал это сочинение в качестве удачного дебюта любого концерта: семь минут, дает возможность показать все тембральное богатство оркестра и вызвать у публики спонтанную овацию, будто при взгляде на падающую звезду.

По словам ректора Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александра Соколова, «он представлял нашу школу в Лондоне».

После авангардного Смирнова – Нино Рота, сюита из кинофильма Лукино Висконти «Леопард».

«На самом деле, ведь это симфония Нино Рота, – говорит композитор Александр Журбин. – Нино Рота был тоже великий композитор, по-настоящему».

«Мне, например, было жалко, что такой выдающийся симфонический оркестр тратит время на такую легкую, прозрачную, не очень глубокую лирическую музыку», – признается главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

Такое – несколько популярное – первое отделение долгожданного для всех меломанов концерта знатоков могло и расстроить, но в целом было московской публикой понято и принято.

«Это уступка, во-первых, политике, а во-вторых, вкусам филармонического большинства – шаг навстречу этой аудитории, не сильно подготовленной, не завсегдатаям филармоническим, а пришедшим на событие с некоторым политическим окрасом», – считает критик Лейла Гучмазова.

Кульминации ждали от второго отделения. Пятая симфония Шостаковича – пусть в этом выборе тоже просвечивает связь музыки и политики – но все же великое произведение на родине великого композитора. Несмотря на опыт, оркестранты волновались.

«Мы пятую симфонию Шостаковича исполняли много раз, но всегда важно прислушаться к месту, где предстоит новое исполнение, – говорит кларнетист Чикагского симфонического оркестра Лори Блум. – Могу сказать, в этом зале хорошая акустика, и сам он, похоже, переживает хорошие дни – во всяком случае, выглядит гораздо лучше, чем в наш прошлый приезд, в 90-м».

В исполнении Пятой симфонии Шостаковича Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути показал все свои богатые возможности. И заслужил длительные овации большого зала Московской консерватории.

Читайте также:

Чикагский симфонический в Москве с особой миссией

В Россию приехал Чикагский симфонический оркестр