19.04.2012 | 11:28

Уникальный альбом "Народы России", изданный в начале прошлого века, представлен на выставке в столице

День исторического и культурного наследия Москвы государственный музей Пушкина отметил обширной программой, включая открытие выставки «Народы России». В центре внимания – первое большое европейское издание, выполненное по рисункам Емельяна Корнеева, русского художника при участии русских граверов. Оно вышло в свет 200 лет назад благодаря баварскому подданному Карлу Рехбергу. Его просветительский замысел был очень широк, но по его словам, наполеоновские войны, охватившие Европу, не позволили ему осуществить задуманное во всем объеме, и он вынужден был ограничиться «изданием одной лишь этнографической части, то есть той, которую общество принимает с наибольшим интересом». Рассказывают «Новости культуры».

Об этой секретной экспедиции до сих пор известно немного. В 1802 году по личному указу императора Александра Первого генерал от инфантерии Георг-Магнус Спренгпортен отправился в путешествие по России. Материалы легли на стол императора и никогда не были опубликованы. Только благодаря баварскому посланнику Карлу Рехбергу свет увидел альбом с рисунками прикомандированного к экспедиции художника Емельяна Корнеева. Рехберг случайно увидел эти рисунки и решил издать их во Франции на собственные средства. Большая часть тиража разошлась по Европе. Альбом о нравах и обычаях населявших российскую империю народов пришелся ко двору.

«Такой, знаете, вещдок для европейских дворов, государств, которые, изучая Россию, должны были понять, а как с Россией взаимодействовать, какие отношения выстраивать, – рассказывает директор музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев. – Такой материал для дальнейшей политической работы».

Маршрут экспедиции проходил по Европейской и Азиатской части России. На 95 гравюрах – быт и обычаи украинцев, татар, киргизов, ногайцев, армян, грузин, арнаутов, чувашей, финнов, других народов российской империи начала XIX века. Перед Корнеевым, как участником санкционированной самим императором экспедиции были открыты все двери, и в духовный мир: это обряд крещения в православной церкви, и в повседневную жизнь – бани в начале XIX века в России были общими. Рисунки на гравировальные доски переносили иностранцы, поэтому русские крестьяне выглядят как греческие боги, а кокошники крестьянок напоминают римские военные шлемы. Альбом был напечатан на французском и снабжен комментариями западных авторов. Например, комментатор отмечал свободолюбие кавказских горцев – и бесстрашие самоедов Крайнего Севера, обитавших бок о бок с белыми медведями.

«Просто надо этот альбом брать, открывать, и то, что было написано 200 лет назад, сегодня не изменилось и абсолютно актуально и сегодня», – убежден Евгений Богатырев.

В Россию попало всего несколько экземпляров альбома, один из которых был и в библиотеке Зимнего дворца. В качестве учебного пособия для царских детей. Российские монархи не только снаряжали этнографические экспедиции, но наследников, готовя к будущей профессии хозяина земли русской, заставляли объезжать пределы империи. Для главы государства это был единственный способ быть ближе к своему народу.