07.06.2007 | 12:57

Кино-пушкиниана

День Пушкина отмечали, конечно же, и в Петербурге. Там были запланированы традиционные чтения, литературные вечера, вечера памяти, а также своеобразная "кино-пушкиниана". Рассказывают "Новости культуры".

Директор музея на Мойке, 12 Сергей Некрасов и потомок Пушкина Александр Данилевский смотрели редчайший фильм о жизни и смерти великого поэта. Картину сняли в 1909, сейчас она кажется наивной. Аффектированные жесты, излишний грим – приметы зарождающегося кинематографа. При этом фактологически все не совсем точно: Наталья Николаевна одета так, как на знаменитом портрете Гау, написанном уже после смерти Пушкина. Сам поэт выше ростом, чем Гоголь. "Мне особенно понравилась дружба народов", – замечает Александр Данилевский.

На западе первыми были фильмы-боевики. В России одна из первых картин рассказывала об Александре Пушкине. Кадры похожи на лубочные картинки, которые висели когда-то в каждой крестьянской избе. Пушкин со своим главным цензором – императором, красавица Натали, флиртующая с Дантесом, дуэль на Черной Речке. Его биографию знают все, даже те, кто не интересуется литературой. "Пушкин нужен каждому в отдельности и всем вместе. Такой фигуры нет, это не столько литератор, сколько душа народа", – считает директор Всероссийского Пушкинского музея Сергей Некрасов.

Пушкин стал душой народа, фольклорным персонажем. Самые известные хармсовские анекдоты тоже о нем. Режиссеры снимают фильмы о "солнце русской поэзии", художники рисуют его портреты. Приятно представить себя Пушкиным: надеть цилиндр, взять трость, пройтись вдоль Мойки навстречу северному ветру. Чем объяснить этот феномен? Ведь к Лермонтову, Толстому не такое отношение.

Красивый, образованный, с легким характером, он был окружен верными друзьями и прелестными женщинами. У него было много талантов. Он русскую историю толковал так, что с его оценками и сейчас согласны исследователи. Он рисовал не просто хорошо: его эскизы на полях рукописей и его карикатуры абсолютно современны. Он создал язык, который стал эталоном. Его нельзя объяснить сухой грамматикой, его нужно чувствовать. За все это мы любим Пушкина.

Разве мог режиссер Андрей Кржановский снять мультфильм о другом поэте? Только о Пушкине, с его рисунками. Поэт, которого мы так любим, маленький, смешной, в нелепом картузе. Он ест апельсины прямо на рынке, он показывает язык императору, вернее, хочет показать. Наш Пушкин понятный и родной.

Все материалы об Александре Сергеевиче Пушкине>>>