08.06.2007 | 13:30

Интернациональный день на Чеховском фестивале

Спектакль "Сизве Банзи умер" – это постановка Питера Брука, который последнее время работает с труппой театра "Буфф дю Нор". В нем заняты два актера. Один приезжает в Париж на репетиции из Брюсселя, другой прилетает из африканской республики Мали. Сюжет пьесы довольно прост: в ЮАР в годы апартеида некто Сизве Банзи вынужден использовать чужие документы, чтобы найти работу в большом городе. Вопрос самоидентификации, актуальной вне зависимости от истории апартеида. Рассказывают "Новости культуры".

Для двух актеров труппы "Буфф дю Нор" каждые гастроли подобны премьере. Каждый раз они эмоционально оценивают контакт с новой, незнакомой публикой. Российские зрители для них загадка. К сожалению, в этот раз на Чеховский фестиваль не смог приехать сам Питер Брук. Этот спектакль, тонкий, исповедальный, очень типичен для режиссера такого масштаба. Надо заметить, что мастеров авторского театра уровня Брука сейчас почти нет.

По сравнению с другими масштабными спектаклями Чеховского фестиваля спектакль "Сизве Банзи умер" – камерная постановка. В ней почти нет декораций и всего два актера. В Москву приехала очень маленькая команда – два сценографа. Питер Брук знает, что делает. Зрители устали от масштабных проектов, и разговор о главном в камерной обстановке – как раз то, что нужно

Тема только в поверхностном пересказе кажется не совсем актуальной. Апартеид – перевернутая страница истории. "Апартеид в этой пьесе – только признак времени. Она о самом важном, о том, что у всех на слуху. Как мы себя чувствуем, когда на нас агрессивно наступает окружающий мир, в котором произвол чиновников и диктат не нами придуманных правил", – говорит актер Питчо Вомба Конга.

Герой Сизве Банзи хочет уехать из деревни в город и найти там работу. Для этого он должен взять чужие документы, а это, по древним законам его рода, означает отказ от самого себя – то есть смерть. "Сколько анекдотичных ситуаций с нами происходит, мы уже даже не удивляемся. Например, такая картина: когда мы с Питчо в аэропорту идем по одному коридору, нам очень нелюбезно велят разойтись в разные двери. Здесь вход для тех, у кого европейский паспорт, – то есть для Питчо, а мне с африканским паспортом здесь хода нет. А летим мы при этом на одном самолете", – рассказывает актер Хабиб Дембеле. Так что актеры играют этот спектакль, прекрасно осознавая, что это не просто история, это жизнь, вопрос только в том, как к ней относиться.

Все материалы по теме>>>