08.06.2007 | 19:35

Смелые эксперименты актуальных художников в Венеции

Всемирный форум всего самого актуального и современного. Через два дня в Венеции открывается Биеннале современного искусства. В этом году в ней будут участвовать семьдесят семь стран, среди которых есть и Россия. Это абсолютный рекорд. В один из красивейших городов Италии уже прибыли российские авангардисты. Рассказывают "Новости культуры".

В Венеции туристический сезон длится круглый год. Однако если путешественник не интересуется современным искусством то, ни один путеводитель мира не посоветует ему оказаться в Венеции в эти дни. На водных автобусах пассажиры прибывают в Джиардини – основное место проведения Биеннале. Там в начале ХХ века появились первые национальные павильоны. Российский павильон помпезно открыли в 1914 году. Его еле удалось восстановить к открытию. Российские организаторы застали его чудовищном состоянии. "Отремонтировать капитально к этому сроку не удалось, но сделать так чтобы смотрелся хорошо, – вот этого мы достигли. Следующий этап будет возвращение к первозданному виду. Есть разные теории, что павильон был зеленый", – рассказывает комиссар российского павильона Василий Церетели.

Напротив российского павильона располагается скандинавский. Сейчас там представлена экспозиция из французских туалетных кабинок. Россия выступает под девизом "Click I hope". Автор проекта – самая молодая участница Биеннале Юлия Мильнер. Она придумала эту интерактивную игру, где каждый может подойти к монитору и кликнуть – то есть нажать на фразу "Я надеюсь", которая написана на пятидесяти языках. Как говорит сама Юлия, ей уже пришлось пополнить словарь. "Вся моя жизнь связана с надеждой. Я родилась в Новосибирске, работала моделью. Я решила сделать такой проект, он интерактивный, каждый может принять в нем участие. И самим смоделировать визульный проект. Я создаю правила игры. Это не законченный проект, а самое начало", – утверждает Юлия Мильнер.

Восьмиметровый стеклянный тоннель, заполненный тоннами воды – это волна Александра Пономарева. Всего на биеннале у Пономарева три инсталляции: "Автомобильные дворники" беспощадно стирают изображение с экрана; в "Душе" – это совместный проект двух художников Пономарева и Мещерякова – вместо кафельной плитки установлены мониторы. "Я говорю, смотрите дальше. Надо смотреть на мир, на воду и помнить, что вода – это главная метафора жизни человеческой", – рассказывает Александр Пономарев.

Все высокотехнологично, в том числе и поле одиноких сердец Андрея Бартенева. Художник призывает посетителей: подойдите поближе, и вы увидите настоящую красоту. При этом сетует: если бы его объект по размеру приближался к площади Бородинской панорамы, тогда это было бы планетарное искусство. Куратор российского павильона Ольга Свиблова называет биеннале Олимпийскими играми по современному искусству. Она также считает, что здесь главное не победа, а участие.

Главный приз биеннале тот же, что и у венецианского кинофестиваля. "Золотого льва" за лучший павильон вручают в день открытия. Официально 52-я Венецианская биеннале открывается 10 июня, но и сейчас посетителей в павильонах достаточно. В дни превью вход на Биеннале открыт для журналистов, критиков и специальных гостей. Мировые знаменитости обычно не пропускают эту выставку достижений современного искусства. Кто-то видел Мадонну, а коллекция Элтона Джона уже пополнилась майкой с логотипом российского павильона.

Читайте также:
Олимпийские игры по современному искусству в Венеции