14.06.2007 | 14:00

Об открытии Конкурса Чайковского

Через год Международному конкурсу имени Чайковского исполнится пятьдесят лет. Родившись сорок девять лет назад, конкурс моментально обрел статус едва ли не самого престижного. Тогда музыкальный мир был потрясен беспрецедентной объективностью судейства: главный приз на советском музыкальном смотре получил американец Ван Клиберн, который к тому же стал в Советском Союзе настоящим героем. Нынешний Конкурс Чайковского – по счету тринадцатый. О его торжественном открытии рассказывают "Новости культуры".

Тринадцатый Конкурс Чайковского впервые выпал из четырехлетнего графика. Организаторы объясняли это нежеланием поклонников чемпионата мира по футболу делить свое внимание между спортом и музыкой. Поэтому этот Конкурс был самым долгожданным, в буквальном смысле. Страсти вокруг Конкурса подогревал председатель жюри пианистов Николай Петров, обвинявший конкурс в коррупции и обещавший судейство без предвзятости, чем и привлек к конкурсу внимание тех, чье желание видеть среди победителей достойных боролось с желанием лицезреть среди первых россиян. "Сейчас я пришел, потому что председателем жюри – Николай Петров. Я верю в его справедливость. Он отдаст первые места достойным"; "Очень хотим, чтобы россияне получили самые лучшие награды на этом конкурсе", – говорили зрители.

Впрочем, главный вопрос, действительно ли лучшие являются лучшими, волнует не только российских членов жюри и слушателей. Недавно в Америке вышла книга, в которой анализируется судьба лауреатов самых престижных международных конкурсов. Оказалось, что первое место отнюдь не гарантирует успешной музыкальной карьеры. Победители Конкурса Чайковского выгодно отличаются на общем фоне. Точнее, отличались, по крайней мере, до недавнего времени. Если победителей последнего конкурса мало кто помнит даже спустя пять лет, то победителей и лауреатов предыдущих одиннадцати, их судей и учителей помнят многие.

"В мое время для скрипачей это был самый ответственный и важный конкурс. Такие награды, как Олимпийские игры", – считает лауреат первой премии Седьмого Конкурса Сергей Стадлер. "Первый Конкурс, он задал высокую планку, которая и вывела Конкурс на самый высокий уровень. Задача нынешнего Конкурса – попытаться его снова поднять", – утверждает ректор Московской консерватории Тигран Алиханов. "Вообще приходилось мне на восьмидесяти конкурсах быть. Посещаемости такой нигде нет. Это будет на всех турах", – заверяет профессор Московской консерватории, председатель жюри Сергей Доренский.

Внимание слушателей, а порой и их негодование – однажды жюри даже забрасавали помидорами – это традиция Конкурса. Равно как и торжественные речи, и Первый концерт Чайковского на открытии. Однажды попробовали заменить его на кантату "Москва", но попытка оказалась неудачной. В этом году снова звучали знаменитые аккорды концерта в исполнении лауреата Конкурса Николая Луганского и дирижера, несколько раз открывавшего Конкурс, Марка Горенштейна. Он имеет свой взгляд на исполнение этого сочинения.

"Мне не кажется, что нужно всегда играть Первый концерт. После этого ни один нормальный человек не захочет слушать Концерт Чайковского. Не потому, что это плохо. А потому, что дико устает", – убежден главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Марк Горенштейн. Впрочем, сейчас по Первому концерту и Конкурсу слушатели явно соскучились. Теперь все ждут ярких имен и возрождения конкурса.

Все материалы о Конкурсе Чайковского>>>