16.06.2007 | 13:33

Всегда в прекрасной академической форме

Первые Академии художеств появились в Италии в конце XV – начале XVI веков, их история насчитывает порядка пяти столетий. По сравнению с ними Российская Академия в свои 250 еще довольно молода. К тому же, Российская Академия традиционно училась и набирала художественный опыт на образцах итальянского искусства. Академические традиции живы до сих пор. Юбилейная выставка, которая открылась в столичном "Манеже", демонстрирует историю и современность Российской Академии художеств. Рассказывают "Новости культуры".

Такое количество академиков в одном месте и в одно время можно увидеть не так часто. На ретроспективной выставке представлены работы современных художников, а также мастеров, которые стояли у истоков старейшего учебного заведения. Экспозиция построена академично: в центре находятся экспонаты из Петербургского музея Академии художеств – эскизы, копии с картин знаменитых итальянских мастеров, штудии и архитектурные модели. Многие из них зрители раньше не видели. "Неизвестная Академия, в историческом смысле. Потому что модели архитектуры огромные, изумительные – Смольного монастыря Растрелли, Исаакиевского собора, который стоял на месте теперешнего, построенный по проекту Ринальди", – рассказывает вице-президент Академии художеств Дмитрий Швидковский.

Когда-то Академия художеств была законодательницей моды в области живописи, ваяния и зодчества. Классицизм был главным официальным стилем. В наше время Академия художеств – это, прежде всего, школа для любого художника. Она по-прежнему хранит традиции классического искусства, и вместе с тем поддерживает актуальное. Однако не все академики спешат вступить в диалог с авангардистами. "На Биеннале в Венеции куратор провозгласил: "Вот мы освободились от живописи". Но ведь это ужас. Это конец света, я считаю", – замечает член президиума Академии художеств Дмитрий Жилинский.

В Академии художеств появляются новые отделения – дизайна, реставрации. Пятьдесят лет существует театральное отделение. "Театральное отделение всегда было прогрессивным, ибо в театре можно было делать то, что тогда нельзя еще было делать, чем театралы и пользовались", – рассказывает главный ученый секретарь Академии художеств Михаил Курилко.

Эксперименты поддерживает президент Академии художеств Зураб Церетели. На выставке представлена его инсталляция " Осмысленный поступок". Тем не менее, большинство академиков придерживаются в своих решениях золотой середины: сохранять традиции, но не подражать, владеть техникой и пробовать что-то новое, и всегда быть в отличной академической форме.

Читайте также:
К юбилею Академии художеств

Начинаются торжества, посвященные 250-летию Академии художеств

К 250-летию Российской академии художеств