19.06.2007 | 12:33

Книги суть реки, напояющие Вселенную

"Книги суть реки, напояющие Вселенную" – так говорили русские книжники. После Крещения на Руси начался активный приток греческих рукописей, которые переводились на древнеславянский язык. Евангелия, Апостолы, Четьи-Минеи стали появляться в больших количествах. Старинные рукописи – часть истории России. О том, как изменялось их оформление на протяжении столетий, рассказывают "Новости культуры".

"Изборник князя Ивана Ярославича" и в "Мстиславово Евангелие", написанные в XI веке, украшены роскошными цветочными орнаментами в византийском стиле. Использовались минеральные краски: синий – на основе лазурита, зеленый – на основе малахита, золото натуральное. Работали тонкими кисточками, труд был долгим, кропотливым и высоко оплачиваемым. "Для наиболее нарядных и ценных рукописей, которые делались по особому заказу для вклада в монастыри и в храмы, приглашались особые художники. Назывались они заставочные писцы. Очевидно, они пользовались подлинниками, потому что многие узоры переходят из одной рукописи в другую", – рассказывает научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея Елена Серебрякова.

После нашествия монголов стиль оформления рукописей, особенно новгородских, меняется на тератологический. Терос – это чудовище. На смену райским садам приходят узоры, состоящие из переплетенных лентами и запутавшихся в узах птиц, зверей и фантастических существ. К XV веку в русских книгах господствует балканский орнамент: геометрическая плетенка, называемая ковровыми узорами. В следующем столетии все возвращается на круги своя: возрождается византийский орнамент. Это связано с возвышением Московского государства и падением Византии.

После петровских реформ рукописи отходят на второй план. Традиции таких книг сохраняются лишь в старообрядческих общинах. Там рукописи создаются и украшаются вплоть до конца XIX века. Все эти великолепные памятники истории хранятся в фондах крупнейших музеев и библиотек. К самым древним сотрудники стараются даже не прикасаться. Боятся навредить национальному достоянию.