21.06.2007 | 11:20

Из истории Московского кинофестиваля

Сегодня в столице открывается Двадцать девятый Московский международный кинофестиваль. Его появлению, как это ни парадоксально, способствовал Венецианский кинофестиваль. В программу 1934 года итальянцы включили несколько советских фильмов: "Три песни о Ленине" Дзиги Вертова, "Веселых ребят" Григория Александрова, "Окраину" Бориса Барнета. Советским кинематографистам был вручен Главный приз – Почетный кубок. Он носил имя Бенито Муссолини. Это несколько смутило триумфаторов. Именно тогда в Кремле и родилась идея о проведении в Москве собственного фестиваля. Рассказывают "Новости культуры".

Самый первый Московский кинофестиваль открылся зимой – 21 февраля 1935 года в кинотеатре "Ударник". Тогда он назывался "Советский кинофестиваль в Москве", но все же был международным. Картины прислали из девятнадцати стран. К середине 30-х годов зарубежные ленты совсем исчезли с советских экранов, и фестиваль мог стать неплохой пропагандой: посмотрите, как масштабно и глубоко наше "важнейшее из искусств" и как "бездумны и пусты" картины капиталистов. Противовесом советскому "Чапаеву" стал диснеевский мультфильм "Три поросенка". Говорят, песенку поросят мурлыкала себе под нос вся Москва.

Больше международных киносмотров в Москве не устраивали, а потом началась война. Историки кино предпочитают вести летопись Московского кинофорума с 1959 года. Тогда для фестиваля, который, фактически, был следствием оттепели, открыли Кремль. Это было потрясением для всего советского народа. "Конечно, сейчас тем, кто будет ходить на фестиваль, трудно представить, чем он был в годы советской власти. Это был оазис, это была отдушина, форточка, окно, дверь в мир кино. На фестивале стояли очереди, платили повышенные цены за билеты. Терпели, что приходится сочетать на одном просмотре фильмы стран развивающихся с очень слабыми фильмами и фильмы, ставшие мировой классикой", – рассказывает киновед Армен Медведев.

Лавры победителя – советским фильмам, вторую премию – дружественным соцстранам, только третью можно отдавать капиталистам. Подвиг совершил Григорий Чухрай, который нарушил эту догму. На фестивале 1963 года он бился до конца, и лучшим был назван фильм "Восемь с половиной" Феллини. Потом придумали целых три Золотых приза.

Занимаясь политическими интригами, часто забывали о самих фильмах – о том, что их надо добывать, перехватывать у других фестивалей. В конкурс, как правило, попадали довольно средние ленты. Работы, "засветившиеся" в Канне или Берлине, перебрасывали во "внеконкурсный показ". Именно эти показы модных западных новинок и притягивали публику больше всего. Пропасть между конкурсной и внеконкурсной программой разрасталась вплоть до 90-х. Потом ситуация изменилась. "Произошло это с расширением репертуара в прокате, а второе – когда мы перестали пиратствовать, государство. Ведь Советский Союз и советская кинематография государственная была одним из крупных пиратов, и это проявлялось более всего на фестивалях. По регламенту, не более четырех показов фильмов допускается, а у нас показывали по одиннадцать, по двадцать раз. Если популярный фильм, то вообще бесчисленное количество раз. Потом еще вывозили в столицы союзных республик", – говорит киновед Армен Медведев.

Второе дыхание Московский кинофестиваль обрел с перестройкой. В 1987 году в столице высадился звездный десант: Милош Форман и Настасья Кински, Габриель Гарсиа Маркес, Марчелло Мастроянни и Роберт Де Ниро. Элем Климов мечтал: "Вот, наконец, и мы увидим фильмы с Де Ниро", а страна взахлеб обсуждала климовскую ленту "Иди и смотри!". Энтузиазм длился недолго. В девяностых российский кинематограф был неинтересен киномиру. Проблемы с деньгами, с фильмами, со звездами. Самым драматичным в истории стал 1998 год. Тогда форум вообще не состоялся, и только с 1999 года кинофестиваль возобновился с ежегодной периодичностью. До сих пор киносмотр ищет свое лицо, чтобы быть непохожим на другие фестивали класса "А", чувствуя себя уверенно в этом ряду.

Все материалы о Московском кинофестивале>>>