20.04.2012 | 10:58

В Москве открывается выставка "Форпост русской фотографии"

В военном деле «Форпост» – это передовой пост крепости. В «гражданском» – так называют начало и оплот развития любого процесса. Изучить историю развития отечественного фотоискусства предлагает выставка в Галерее классической фотографии. «Форпост русской фотографии» – это коллекция работ, опередивших свое время. Рассказывают «Новости культуры».

Свет в каждом кадре – и все этапы художественной фотографии нашей страны с 30х по 90-е годы. Эти работы существовали вопреки системе, соцреализму, газетным заголовкам, отсутствию заказа, денег и массового зрителя. В общем, вопреки всему, кроме права на свой взгляд у фотохудожника.

«Экспедиция, ежегодно двое-трое сумасшедших собираются, слово "грант" мы не знали, в отпуск на свои – в надежде сделать несколько выставочных карточек», – рассказывает фотограф Георгий Колосов.

Георгий Колосов снимал русский север в течении 11 лет, 17 лет делил тяготы пути с участниками великорецкого крестного хода. Снимал природу – разные ее состояния и формы – эта серия работ так и называется – «Всякое дыхание», а продолжение в молитве – «Да хвалит Господа».

«И вот даже мы читаем молитвы утренние – ново сотвори мя обветшавшего грехом – то есть мы ищем обновление в духе через расставания с грехом, – говорит настоятельница монастыря Игуменья Ксения. – И здесь тоже есть обновление восприятия человека мира природы».

Всеединство мира и его красота – основной принцип для Музея органической культуры, который существует в Коломне с сентября прошлого года, идея создания которого принадлежит насельницам местного монастыря. И по этому же принципу всеединства и красоты музей формирует свою фотоколлекцию.

«Я сейчас вижу, что у них счастливая судьба, – говорит фотограф Юрий Рост. – Огромное же количество отпечатков, негативов они томятся где-то в подвалах и никогда не увидят свет, а здесь они живут. И выставка чудесная сама по себе. Очень глубокая, очень серьезная».

Это – фотографии Алексадра Хлебникова, Василия Улитина и Георгия Сошальского. Отцы-основатели и продолжатели традиции русской художественной фотографии, не вписавшиеся в 30-е в официальный соцреалистический канон. В 60-х они смогли передать традицию молодым – организовав фотоклуб «Новатор». В него входил, например, фотограф Игорь Пальмин. Свои шедевры он создавал, не сходя – в букальном смысле – с рабочего места. Например, во время подготовки передачи о проблемах с китайской границей на дальнем востоке для центрального телевидения.

«Передачи часто делались тогда только на фотогафиях, и я этим делом злоупотреблял, – вспоминает Игорь Пальмин. – Съемочная группа уехала, и я с камерой еще сам проехал несколько раз границу».

Такой свежий взгляд на мир и сегодня – большая редкость.

«Вы знаете, у меня сегодня очень жадные глаза, хочется все запомнить, запомнить этот день, потому что такие впечатления они не всегда бывают в нашей сегодняшней культурной жизни», – говорит народная артистка России Елена Камбурова.

На выставке представлены также работы Василия Сокорнова, Андрея Чежина, Александра Слюсарева, Галины Лукьяновой и других – находящихся на форпосте русской фотографии и имеющих смелость смотреть на мир через объектив – своим взглядом.