20.04.2012 | 11:18

Чикагский симфонический оркестр и маэстро Риккардо Мути покоряют Россию

Этим гастролям прочат славу главного события музыкального сезона. Чикагский симфонический впервые посетил Россию более двадцати лет назад – и все, кому удалось тогда познакомиться с одним из ведущих оркестров современности, запомнили его звучание как эталонное. На сей раз музыканты дали два концерта в Большом зале Московской консерватории, впереди еще один вечер – в Петербурге. Рассказывают «Новости культуры».

Гобоист Евгений Изотов в этом зале практически вырос – сам учился в гнесинской школе, его отец играл в оркестре под управлением Светланова. Потом перебрался в Америку, и вот уже семь лет он концертмейстер Чикагского симфонического.

«Несмотря на то, что у оркестра масса «Грэмми», нет такого догматичного отношения к музыке, – говорит Евгений Изотов. – Все очень любопытны, открыты, готовы делиться своим мастерством друг с другом».

Ударник Вадим Карпинос – уроженец Киева, на гастроли с Чикагским симфоническим выезжал уже не раз, но в Москву впервые.

«Половина оркестра приезжала сюда при коммунизме, и они сейчас ко мне все подходят и говорят, как все изменилось, и как им приятно находится здесь», – рассказывает он.

По мнению чикагских музыкантов, многое в России за последние десятилетия изменилось, но не филармоническая аудитория. Судя по восторженному приему Большого зала Московской консерватории.

«Великий дирижер и великий оркестр играют великую музыку, у которой нет национальностей, почти нет времени создания, – считает музыкальный критик Роман Берченко. – Они так играли Шостаковича, как библейскую притчу, так, что понятно это классика навсегда».

«Оркестр потрясающий, такого инструментального звучания эти стены не слыхали, думаю, со времен Евгения Светланова», – отмечает профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Евгения Кривицкая.

Качество ансамбля, интенсивность звука – о том, что Чикагский симфонический – оркестр высшего класса знают многие. Но многое зависит и от того, в чьих руках находится такой высококлассный инструмент. Уже два года Чикагским симфоническим руководит маэстро Мути. Сам он характеризует свои отношения с этим коллективом как «любовь с первого взгляда, завершившуюся законным браком». Оркестр отвечает ему взаимностью.

«С Риккардо Мути я его слышу впервые, это высокое наслаждение! – говорит вдова писателя А.И.Солженицына Наталья Солженицына. – В этом случае оркестр, конечно, сам себе равен».

Программу гастролей составляли так, чтобы учесть любой филармонический вкус: в начале каждого концерта звучит авангардный и в России малоизвестный ученик Эдисона Денисова – Дмитрий Смирнов с увертюрой «Космическая одиссея». Включили в программу и лирическую сюиту Нино Рота – одного из учителей Риккардо Мути, и величественную Пятую симфонию Шостаковича. Во второй день гастролей место Шостаковича и Рота заняли Рихард Штраусс и Сезар Франк.

Столь важный для французской композиторской школы Сезар Франк – автор идеи «сквозного развития», мастер мелодических трансформаций, необычной оркестровки и новых форм. Симфонию ре-минор писал как гимн переливчатой, бесконечно изменчивой, преображающейся и возрождающейся музыки.

Лейтмотивом симфонии Франка звучит мелодия из трех нот, вторящая вопросительной фразе последнего струнного квартета Бетховена, под которой тот подписал знаменитое: «должно ли это быть?». Маэстро Мути в содружестве с Чикагским симфоническим оркестром сохраняет высоту тех вопросов, которые задает нам классическая музыка.

Читать дальше: 

Чикагский симфонический оркестр выступил в Москве с легендарным Риккардо Мути

Чикагский симфонический в Москве с особой миссией