21.06.2007 | 19:50

Старая сказка о пиратах, рабынях и кораблекрушениях

В эти минуты новую сцену Большого заполнили морские разбойники. Сегодня там премьера балета "Корсар". "Эклектичный", "собранный из кусков", "своеобразная балетная мозаика" – так отзываются о знаменитом балете Мариинки в редакции Мариуса Петипа его нынешние создатели Алексей Ратманский, художественный руководитель балета Большого театра, и мастер исторической реконструкции Юрий Бурлака. О новом "Корсаре" рассказывают "Новости культуры".

Большую историческую работу проделали в Большом театре, чтобы на сцене можно было увидеть немыслимое буйство красок, невероятные массовые сцены, немножко наивную, но очень выразительную пантомиму. Именно таким хотел видеть свой балет "Корсар" Мариус Петипа, а тогда аскетизм и графичность сценографии и высокотехничный танец вместо жестов был совсем не в моде.

Для Алексея Ратманского это первая работа по восстановлению балета Петипа, которого нынешний руководитель балета Большого считает величайшим хореографом. Были подняты знаменитые Сергеевские архивы в Гарвардском университете – это вывезенные из России записи балетов Петипа. Парижская национальная опера предоставила оригинальную партитуру Адана. В результате, "Корсар" в Большом максимально приближен к аутентичному балету. Ратманский не скрывает, что гордится достигнутым. "В сцене "Оживленный сад", когда мы собирали, – ну просто дух захватывает. Такого нигде нет сейчас, это типично для тех балетов", – замечает Алексей Ратманский.

Сцена "Оживленный сад", о которой идет речь – это 68 человек на сцене. Описание именно этой сцены в архивах сохранилось наиболее подробно. Ратманскому приходилось сдерживать солистов: демонстрация современных возможностей владения телом кажется неуместной в данной стилистике, а пантомиму нужно исполнить безукоризненно. "Мы часто сбиваемся. Показать вот это все: "я тебя люблю", дослушать, что тебе ответил партнер – легче станцевать", – признается заслуженная артистка России Светлана Захарова.

Конечно, в связи с этой премьерой не обойдется без сравнений с модным голливудским блокбастером. "И этот парик, и усы, и костюм – очень похоже на "Пиратов Карибского моря". Чувствуешь себя таким мачо, Джонни Деппом", – замечает солист Большого театра Денис Матвиенко. Однако, как заметил солист, у Джонни Деппа была возможность сыграть несколько дублей подряд и выбрать лучший, а в балете даже самые опытные пираты не имеют права на ошибку. Они должны использовать премьерный шанс получить свое желанное сокровище – зрительские аплодисменты.

Читайте также:
Не аутентизм, а историческая реконструкция