22.06.2007 | 12:47

О спасении шедевров Третьяковки

Подписных икон на ткани сохранилось совсем мало. Одна из них оказалась в фондах Третьяковской галереи. Туда она поступила в 1935 году из Музея антирелигиозного искусства, который в то время размещался в Донском монастыре. Десятилетиями икона лежала в запасниках Третьяковки, пока за дело не взялись реставраторы. Рассказывают "Новости культуры".

Иконы не принято подписывать и ставить на них даты изготовления. ОДнако бывают исключения. Икона из фондов Третьяковки была написана в 1677 году Иваном Салтановым. Выяснить эти и другие подробности удалось не сразу. Образ находился в ужасном состоянии, и казалось, что отреставрировать его просто невозможно. Икона была написана на ткани, и в темперной мастерской ее отказались восстанавливать. Решили рискнуть реставраторы отдела масляной живописи. "Вот прошла раздублировка холста, и видите, что потом надо было счищать: вот так, потихоньку отодвигали этот дублированный холст. И потом нужно было клей, который тут очень толстым, щедрым слоем положен, его просто вручную, очень аккуратно счищали", – рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева.

Постепенно стала раскрываться иконография. Появились фигуры царя Константина и царицы Елены с предстоящими царем Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной. В центре оказался Никоновский крест с мощевиками. "Этот крест, он символизирует тот крест, который находится в Иерусалиме и где мощевики вставлены. И потому здесь идея этих мощевиков, и тут написаны имена. Вот только сейчас эти имена можно прочесть, потому что просто не было ничего", – добавляет Екатерина Селезнева.

Эта икона упоминалась в каталоге выставки , посвященной трехсотлетию Дома Романовых. Специалисты считают, что она была написана в царских мастерских. В XVII веке там работали лучшие иконописцы. Им пришла в голову идея написать икону на холсте. Вряд ли кто-то тогда думал о том, что со временем ее будут реставрировать. Еще совсем недавно это было невозможно. "Эта тоже прошла и через стол вакуумный, и через термическую обработку. Конечно, сейчас страшно сказать, но ведь "раскрытие" Троицы Рублева происходило ножом", – замечает Екатерина Селезнева. Таких варварских методов уже давно нет. Реставраторы научились восстанавливать иконы без ущерба для авторского слоя. На эту ушло больше года. Еще один редкий памятник был спасен.