23.06.2007 | 17:38

"Изгнание" Звягинцева. Московская премьера

Несколько лет назад президент фестиваля Никита Михалков не допустил к участию в конкурсную программу не допустил ни одной картины российского производства. Разразился скандал. Этот урок, видимо, пошел на пользу. Открытие в нынешнем году отдельной "Российских программ" ощущается как компенсация. Впрочем, сам Никита Сергеевич остается все таким же строгим, приписывая событие коллегиальному решению. Этот смотр открыл уже нашумевший новый фильм Андрея Звягинцева "Изгнание". Рассказывают "Новости культуры".

Это третий показ в России, но официальная премьера еще впереди. Как и в случае с первым фильмом Звягинева "Возвращение", слухи опережали сам фильм, и были они снова из-за рубежа. В западной прессе "Изгнание" называли "закодированной историей Адама и Евы" и уподобляли "древнегреческой трагедии". Некоторые его осудили: "коммерческий потенциал картины нулевой". Такие отзывы лучше любой похвалы: скорее всего, это высокое искусство. "Пушкинская традиция: нас мало избранных, счастливцев разных. Он имел в виду Создателя, кто-то служит искусству, как Богу", – говорит Андрей Звягинцев.

"Изгнание" заняло три года, начиная с продумывания замысла. Новеллу Сарояна переписал оператора Артем Мелкумян, а затем ее доработал сам Звягинцев. Снимали во Франции, Бельгии, Молдавии и России. На экране отражается ускользающее пространство и время. Где и когда, определить почти невозможно, да это и не важно. Обобщенный образ и обобщенное чувство про каждого из нас. Звягинцев долго подбирал натуру и персонажей, но взаимопонимание с труппой его окрыляло. "Когда понимаешь, что ты единомышленник, что этот человек открывает тебе вещи, благодаря которым ты познаешь себя, понимаешь: стоит жить, чтобы встретиться с таким человеком", – признается актер Константин Лавроненко.

По Звягинцеву, произведение искусства – это еще не истина, а служение делу размягчения сердец. В этом он большой мастер. "Кинокультура умерла. Ее нет в кино. Есть что угодно – режиссерская энергетика, мощные сюжеты, гламур, жесть, чернуха – что хотите, но Звягинцев возвращает в наше кино культуру", – замечает художественный руководитель "Российских программ" Ирина Павлова. Вопреки расхожему мнению, тенденций сегодня в кинематографе не наблюдается. Есть только личности – режиссеры. Андрей Звягинцев один из трендов российского кино сегодня.

Все материалы о Московском кинофестивале>>>