23.06.2007 | 18:11

"Чудо со щеглом", или чаепитие "квартетом"

К столетию со дня рождения поэта Арсения Тарковского театр "Школа драматического искусства" приготовил яркий, неформальный подарок. Из поэтической шалости, которую Тарковский называл "поселковой поэмой", выросло полноценное музыкально-сценическое произведение. Мэтр забавлялся, создавая "Чудо со щеглом". Этой птице, а не классическому голубю он предназначил роль посла мира. На нее же прихотью автора возложена миссия стать волшебной птицей счастья. Теперь настала очередь забавляться актерам и зрителям. Рассказывают "Новости культуры".

Арсений Тарковский написал эту поэму, как он сам утверждал, чтобы развеселится. Он назвал "Чудо со щеглом" поселковой повестью, хотя это поэма про самое, казалось бы, обыкновенное чудо. "Эта поселковость мнимая, шутливая, но за ней стоит взгляд на мир. Поэт окружен обычными предметами: обычная комната, звезда на небе, но все это во взгляде Тарковского обретает странную возвышенность",– замечает режиссер Александр Огарев.

На первый взгляд, незатейливая любовная драма в доме, где поэт снимает холодную комнату и по вечерам читает "Антропологию" Ломброзо, живет Хозяйка, похожая на балалайку. Она смертельно влюблена в Баса – соседа. Смертельно – в буквальном смысле, потому что, отчаявшись вызвать ответное чувство, она пытается убить объект своего обожания. Случайно девушка Йота, в которую влюблен сам Поэт предлагает купить Хозяеке щегла. Все счастливы. "Думаю, это история глобальная, потому что она – история поэта. Это не конкретная история, хотя здесь много конкретного, но в вмещает она в себя все мироздание", – считает актриса театра "Школа драматического искусства" Ольга Баландина.

Историю души поэта зритель узнает не только через стихи Арсения Тарковского, но и через музыку Шуберта. Герои поэмы все время поют, и стихотворный ритм, заданный Тарковским от этого совершенно не страдает. "Он вообще очень игровой, в нем есть много фантазийного, сказочного, нереального, и это сразу открывает фантазию", – говорит актер театра "Школа драматического искусства" Олег Малахов. Это первый опыт постановки стихотворений Тарковского на сцене. Кроме того, это первый удачный опыт прочтения солнечного Поэта за рамками литературоведческих сухих исследований: грустного и радостного, и ни на кого не похожего.