24.06.2007 | 14:47

О некоторых фильмах-конкурсантах

Восемнадцатый век, Будапешт 1913 года и трагические страницы истории Германии сороковых – такой исторический экскурс предложили совершить зрителям фильмы-конкурсанты субботнего дня. В конкурсе игрового кино Московского международного была представлена венгерская картина "Опиум", лента французского режиссера Лорана Тирара "Мольер" и фильм "Мой Фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе" от кинематографистов Германии. Рассказывают "Новости культуры".

Мольер как персонаж своей же комедии. Для российского зрителя было удивительно, как можно иронизировать по поводу писателя, который является национальным достоянием. В России с Пушкиным так вольно не поступают, а во Франции можно. Реальные факты биографии Мольера режиссер Лоран Тирар соединил с эпизодами из комедий писателя и даже предположил, что роль Тартюфа Мольер списал с самого себя. "В биографии Мольера есть такой любопытный факт: в 24 года он попал в тюрьму и исчез оттуда каким-то таинственным образом. О нем ничего не было известно целых полгода. Так что с ним вполне могла случиться подобная история", – замечает режиссер Лоран Тирар.

В фильме Мольера из тюрьмы вызволил некий Мсье Журден, он поселил комедианта в своем доме под видом набожного католика Тартюфа. Еще одна шутка режиссера: существует общеизвестный факт, что Мольер относился к религии с иронией. Такими нюансами режиссер изначально подготовил благодатную почву для хорошей комедии.

Известный немецкий режиссер Дани Леви тоже утверждает, что в его фильме присутствуют только исторически доказанные факты. Свой трагифарс он так и назвал: "Мой Фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе". "Принято считать, что Гитлер от природы хороший оратор, однако в 30-е у Фюрера действительно был преподаватель по сценической речи, и им вполне мог оказаться актер Адольф Грюнбаум", – полагает Дани Леви.

Преподаватель-еврей становится для психически неуравновешенного Фюрера самым близким человеком. Только перед ним Гитлер может позволить себе расплакаться, вспоминая оскорбления отца, и даже встать на четвереньки, изображая собственного пса. Актер в свою очередь мучается нравственной дилеммой: он должен отомстить за свой народ. Немецкая публика отнеслась к фильму неоднозначно. Гитлера привыкли воспринимать как явление, как факт истории, но не как реального человека. "С одной стороны, мне хотелось унизить нацистский строй. Моя бабушка вынуждена была бежать из Германии, ведь она тоже еврейка. Но с другой стороны, мне было любопытно познакомиться с Гитлером, понять его. Поэтому фильм такой неоднозначный", – замечает режиссер.

Еще один психологический киноэксперимент – фильм венгерского режиссера Яноша Саса "Опиум". Другое название – "Дневник сумасшедшей". "Это роман Гизель Чата. Это венгерский писатель и психиатр, последователь идей Фрейда. В книге – реальная история его пациентки, а имя главного героя – врача Ежив Бреннер – это и есть настоящее имя Чата", – рассказывает режиссер Янош Сас.

Актрису Кирти Стубо, великолепно сыгравшую сумасшедшую писательницу, критики сразу же назвали одной из явных претенденток на лучшую женскую роль. Этот конкурсный день вообще оказался самым сильным. Все три фильма в России ждет прокатная судьба.

Все материалы о Московском кинофестивале>>>