25.06.2007 | 19:31

Живописные шедевры из столицы Югры

В эти минуты в Музее личных коллекций открывается выставка русского искусства XIX – XX веков. Москвичи впервые знакомятся с собранием художественной галереи Ханты-Мансийска. Эта уникальная коллекция сложилась в течение десяти лет и по художественному уровню не уступает столичным музеям. Об открытии выставки рассказывают "Новости культуры".

Это первое путешествие в Москву картин из Ханты-Мансийской галереи. Столичный куратор Анна Гершович отобрала 73 работы, которые хорошо вписываются в пространство Музея личных коллекций. Самые ценные в коллекции – пейзаж Айвазовского и автопортрет Малявина с женой и дочерью. Для последнего пришлось делать специальный щит. Высота полотна составляет около трех метров. Долгие годы специалисты знали об этой работе Малявина лишь по репродукциям, а ее местонахождение было неизвестно. "Весь путь проследить не можем, но то, что вещь восходит к семье художников, – это очевидный факт. Так же и то, что Архипов попал через наследников Шаляпина на аукцион и затем уже вернулся в Россию", – замечает директор художественной галереи Ханты-Мансийска Владимир Назанский.

Собирать коллекцию русского искусства, когда все лучшие произведения уже давно находятся в музеях, – задача не из легких. В этом плане у создателей галереи не было иллюзий. Тем не менее, на антикварных рынках, у коллекционеров и на аукционах еще можно найти произведения, дающие представление о творчестве передвижников, художников объединения "Мир искусства", об авангарде начала ХХ века. "У нас нет проходных вещей. Потому что даже иметь небольшой пейзаж Серова в коллекции или музее, жизнь которого исчисляется всего десятком лет, или, скажем, его натюрморт, зарисовку времен революции 1905 года, мы считаем это большой удачей", – признается руководитель программы "Раритеты и художественные ценности" Александра Щербина.

В коллекции оказались графический портрет Репина, пейзажи Нестерова, Левитана, автопортрет Петрова-Водкина, раннее произведение Бродского "Сказка". Картина была написана еще в 1911 году. "Это художник, который стал основоположником социалистического реализма, а в те годы он работал совсем в другом жанре. И вот эта работа дает возможность увидеть его совсем иным, чем привыкли его представлять обычно", – рассказывает куратор выставки Анна Гершович.

Пока еще в собрании галереи есть некоторые пробелы: не хватает икон, произведений XVIII века. ХХ век представлен лишь картами довоенного времени. Последнее приобретение – портрет работы Лебедева – датируется 1941 годом. Поиски произведений для пополнения Ханты-Мансийской коллекции продолжаются.

Читайте также:
Русское искусство: из Ханты-Мансийска в Москву