26.06.2007 | 11:08

Новейшее кино Китая на ММКФ

Новейшее кино Китая увидели зрители Московского кинофестиваля. Фильм "Парк" вошел в конкурсную программу, еще три ленты были показаны вне конкурса. Cреди представленных работ нет высокобюджетных исторических картин – основного экспортного продукта китайского кинематографа. Это, скорее, авторское кино, сосредоточенное на бытовой и внутренней жизни современного человека. О настоящем и будущем кинематографа рассказывают "Новости культуры".

В Китае говорят о новой волне в кинематографе. Авторы представленных в Москве фильмов или дебютанты, или начинали свою деятельность совсем недавно. Государственная политика Китая направлена на поддержку молодежи в кино. Китай медленно, но верно, становится киноимперией, производя по семьсот фильмов в год.

Итог закономерен. Ежегодно десять начинающих режиссеров Китая получают для дебюта по шестьсот тысяч долларов. Коммерческой отдачи от них не ждут, поэтому можно снимать фильмы для души. Так начинала Сунь Сяожу. В Москве представлена ее картина "Истории воды и дождя". "Это первая часть трилогии о жизни женщины. Я покажу три возраста: взросление, зрелость, старость", – говорит режиссер, автор сценария Сунь Сяожу.

Картина получилась очень красивой. Это неудивительно, ведь Сунь Сяожу изучала живопись в Институте искусств, а в Пекинском университете защитила диссертацию по творчеству Андрея Тарковского. Поэтичны имена героев. Героиню зовут Мэнмэн – "туманная дымка", героя – Даюй – "ливень". Автором сценария выступила сама же Сунь Сяожу. Это типично для китайского кино сегодня. Кроме того, прослеживается еще одна тенденция: режиссура приобретает женское лицо.

"Мы разработали программу "Новое китайское кино" и объединили в ней десять женщин-режиссеров", – рассказывает глава ассоциации режиссеров Китая Хуан Цзяньсинь. Они сняли десять фильмов. Картина "Парк" вошла в конкурс Московского кинофестиваля. Парк – это место, куда приходят горожане, чтобы общаться, пить чай, петь песни, подыскивать пару своим детям.

Сама режиссер Инь Личуань никогда не ходила на свидания, организованные родителями. Однако художественный вымысел ей под силу. Она уже известна в Китае как поэт и прозаик. Фильм сняла впервые. Единственный из китайской делегации опытный режиссер – Гао Фэн – автор картины "Прекрасная родина". "Я родом из Северо-Западного Китая. Обидно, что там утрачивается традиционная степная культура. Мой фильм как раз о ней", – замечает Гао Фэн.

На родине фильмы пойдут в прокат. Успех им обеспечен. Конкуренции с иностранными производителями в Китае, фактически, не существует. В год на экраны допускается не более двадцати американских фильмов. При этом творческая дипломатия не страдает. Совместная продукция в Китае делается, в основном, с США. С Российской кинематографией отношения остаются на уровне: "знаем и любим Вашу классику". Не исключено, что ситуация изменится после фестиваля. В любом случае, интересна сама китайская система кинопроизводства: и молодым дорога, и старикам почет.

Все материалы о Московском кинофестивале>>>