29.06.2007 | 11:52

Набор слов. 29 июня 2007 года

Нужен ли небоскреб Северной столице, что такое постмодернизм по-русски и чем завершатся оперные эксперименты Эмира Кустурицы – вот некоторые темы сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
"Город трагический красоты" может стать оправой бизнес-центра. Строительство небоскреба в городе на Неве похоже прощание с Петербургом. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Евгений Водолазкин с научной точки зрения взглянул на строительство самой высокой башни в Петербурге. Умозаключения ученого – в приложении к "Новой" "Свободном пространстве". Свое исследование автор весьма остроумно начал со "старой истории о строительстве, которое по ряду причин окончилось неудачей" – см. Книгу Бытие. Строительство башен, замечает Водолазкин, – это акт символический. "К небу возносится не башня, а явление ею символизируемое".

Никому не приходится объяснять, что в Венеции строительство небоскреба невозможно. за что же Северной Венеции такой "початок", восклицает ученый и вспоминает своего великого наставника: "Я не знаю, какие слова нашел Дмитрий Сергеевич для ленинградского начальства 60-х и 70-х, когда убедил его не перестраивать Невский проспект и сохранить "небесную линию города". Но я отлично помню его невероятную энергию, когда он боролся за вещи, казавшиеся ему важными. В такие времена меньше всего он был похож на тихого старца".

***
"Сюрреализм у нас, равно как и постмодернизм, несколько доморощенные", – поделился своим мнением с "Газетой" писатель Михаил Бутов, который возглавляет совет экспертов крупнейшей в России литературной премии "Большая книга". Лауреатов назовут осенью, а пока большое жюри читает книги. Многие из этих книг написаны на злобу дня. Отсюда возник вопрос "Газеты": не является ли социальная острота главным критерием отбора. "Это не должна быть чисто политическая или социальная заостренность, но нужно, чтобы все развивалось не в абстрактных пространствах некоей чистой литературы, а на реальном материале. Однако это вовсе не является декларируемым художественным критерием", – заявил Михаил Бутов.

***
"The Art Newspaper" сообщает: Эрмитаж готовится подписать соглашение о культурном сотрудничестве с Ираном, в рамках которого планируется проведение совместных выставок и научный обмен между нашими странами.

***
"The New York Times" отдает дань смелости Жерара Мортье, директора Национальной Оперы Парижа, который предоставил сцену для оперных экспериментов Эмира Кустурицы. "Время цыган" – стоминутная одноактная опера с цыганскими песнями и плясками и даже тяжелым роком. Веселый абсурд, как и в фильмах режиссера. Премьера оперы состоится сегодня. Вот как отрекомендовал ее Кустурица: "Это как если бы "Монти Пайтон" представил оперу. Отчасти пародия на жанр, отчасти на самого себя".